Эксперт: Самостоятельно преодолеть кризис, охвативший страны Средней Азии, может только Казахстан

Руслан Шамгунов рассказал, что ждет Среднюю Азию в следующем году

Эксперт и доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Санкт-Петербургского госуниверситета Руслан Шамгунов рассказал, что ждет страны Средней Азии в новом году.

С какими итогами Средняя Азия заканчивает 2016 год?

Тренды во внутренней и внешней политике не претерпели серьезных изменений. В целом, если сравнивать с прошлым годом, ситуация ухудшилась. И в новом 2017 году ухудшится еще больше.

Есть несколько оснований считать такой пессимистичный прогноз наиболее вероятным.

Во-первых, экономическая ситуация в ЕАЭС за прошедший год не внушает оптимизма. А дальнейшая негативная динамика приведет к тому, что партнеры по экономическому союзу попытаются самостоятельно решать свои финансовые проблемы, то есть искать спонсоров «на стороне». Едва ли такие действия найдут бурное одобрение в Москве.

Что касается стран, не входящих в ЕАЭС, то для них ситуация ухудшится на фоне мировой экономической нестабильности.

Во-вторых, в 2016 году снова актуализировался вопрос обеспечения безопасности государств Средней Азии. В новом году угрозы обострятся на фоне внутренних проблем — очевидного кризиса власти в Киргизии, экономических неурядиц в Казахстане и Таджикистане, и транзита власти в Узбекистане.

В целом же ничего радикального или неожиданного в течение 2017 года не произойдет. Если, конечно, никто не захочет устроить «маленькую победоносную войну» со всеми вытекающими последствиями.

Вы говорите о «поиске спонсоров на стороне». Кто может стать финансовым источником для стран Средней Азии?

В первую очередь Китай. У Пекина достаточно средств и он с удовольствием вкладывается даже в дорогостоящие проекты. Однако садиться на шею КНР никто не собирается. Во-первых, сделать это не удастся. А, во-вторых, слава богу, политики наконец-то научились не складывать все яйца в одну корзину — пришло понимание, что это делает их уязвимыми перед единственным партнером. И в-третьих, КНР в Средней Азии опасаются.

Ведь если Поднебесная сейчас молчит, то это вовсе не значит, что в будущем она откажется от территориальных претензий к более слабым и бедным соседям.

Вашингтон в роли спонсора для Средней Азии видится с трудом. США находятся далеко и как партнеры они менее надежны, с точки зрения среднеазиатских элит. Ведь за выделение даже незначительных грантов и кредитов США требует полной политической лояльности, что в условиях региона практически невозможно.

Почему вы не рассматриваете вариант самостоятельного преодоления экономического кризиса странами Средней Азии?

Потому что из всех стран региона это может себе позволить только Казахстан. У него более сбалансированная экономика. Возможно, этот вариант попытается осуществить Узбекистан. Но основное внимание Ташкента сейчас сосредоточено на внутренних перестановках во власти.

Как будут складываться отношения Средней Азии с Китаем?

Ползучая экономическая экспансия в Среднюю Азию будет продолжаться. Это спокойная продуманная стратегия, которая не предусматривает громких криков и политических лозунгов.

Даже несмотря на то, что некоторые проекты заморозились, это не означает, что Пекин отказался от своих намерений. Это означает, что он не будет вмешиваться в межстрановые конфликты и пытаться ускорить реализацию проектов в ущерб своим интересам.

Ожидается ли вступление Таджикистана в ЕАЭС?

Если Душанбе в ближайшее время не найдет альтернативных Москве спонсоров, то экономический союз дополнится еще одной страной. Но проблема в том, что Таджикистан может предложить только сельхозпродукцию, дешевую рабочую силу и иждивенческое настроение. А в обмен за это требует миллиарды долларов и преференции.

Глава Таджикистана Эмомали Рахмон хочет контролировать в своей стране абсолютно все, ведь это гарантирует ему сохранение его положения. Контроля можно добиться несколькими способами: подкрепляя лояльность денежными вознаграждениями или демонстрацией силы.

Последний способ принесет только дополнительную головную боль — собственных подразделений нет, а размещать в большом количестве иностранные базы еще более проблематично.

В следующем году в Киргизии пройдут выборы президента. Периодически в СМИ появляется информация о досрочных выборах, роспуске парламента и правительства. Какой вариант наиболее вероятен?

Не удивлюсь роспуску парламента и отставке правительства. В Киргизии это происходит гораздо чаще, чем в любой из соседних стран. А вот на счет досрочных президентских выборов сомневаюсь.

Дело в том, что коалиционные соглашения, на которых сейчас держится парламент страны, очень проблематичная и затратная организация. Она не является априори лояльной президенту или правительству и может развалиться в любой момент, создавая дополнительные проблемы.

Оговорюсь, что я не верю в парламентскую республику на Востоке. А в способности нынешнего главы Киргизии Алмазбека Атамбаева выстраивать устойчивую вертикаль власти очень сомневаюсь.

Но дело даже не в политических перестановках в парламенте и правительстве. Дело в «больной системе», которая не может излечиться с 2005 года, когда в Киргизии произошел первый вооруженный захват власти. Тогда первый президент Аскар Акаев бежал из страны. Этот фокус повторили в 2010 году. В результате уверенность в том, что можно изгонять глав государства закрепилась в сознании людей.

Ни один из киргизстанских политиков не смог проявить твердость и отбить покушение на центральную власть. Азия такую слабость не прощает. И теперь, если кто-то захочет устроить грандиозный маскарад под лозунгом очередной революции, тому достаточно поднеси спичку.

У населения еще осталось оружие со времен смены власти и Ошских событий 2010 года. (в 2010 году на юге Киргизии вспыхнули межэтнические столкновения — прим. ИА REGNUM ) И вспомнить, как захватывается Белый дом, очень легко.

Сейчас Бишкек утверждает, что наступил период затишья и политической стабильности. Уверяю, затишье обманчиво, а стабильность слишком быстро может смениться чем-то иным.

Что может послужить катализатором?

Что угодно. Например, сейчас внутри государств Средней Азии наблюдается кризис политической системы. Одним из самых ярких признаков является исламизация населения.

Основная проблема в том, что большинству стран нечего противопоставить этой идее. Первый президент Узбекистана Ислам Каримов подготовил некий базис, который его преемник будет развивать. Идея проста и привлекательна — сильное национальное государство.

В Киргизии эту идею перебила еще на заре ее рождения гипертрофированная страсть к митингам. Ее нужно перебивать и начинать работать. Не стоит ждать, что кто-то добрый решит внутренние проблемы другой страны за свой счет.

Интервью взято ИА REGNUM.

مشاركة هذا المنشور:
الأخبار الرئيسية
آراء ومقالات
ميركل تعود مع مذكراتها وتبرر رفضها دعم عضوية أوكرانيا لـ«الناتو» بشكل سريع
ميركل تعود مع مذكراتها وتبرر رفضها دعم عضوية أوكرانيا لـ«الناتو» بشكل سريع
سياسة
أوكرانيا تستهدف العمق الروسي بصواريخ "ستورم شادو" البريطانية
أوكرانيا تستهدف العمق الروسي لأول مرة بصواريخ "ستورم شادو" البريطانية بعيدة المدى
سياسة
وزير الخارجية التشيكي يصل كييف لبحث سبل دعم أوكرانيا
وصل وزير الخارجية التشيكي إلى كييف
تابعونا عبر فيسبوك
تابعونا عبر تويتر
© Ukraine in Arabic, 2018. All Rights Reserved.