Протесты в Иране продолжаются в соцсетях
На улицах иранских годов закончились активные протесты и власти с минувшей пятницы разблокировали доступ к ряду соцсетей. В результате протесты против роста цен и ущемления гражданских прав продолжились в социальных сетях и мессенджерах.
Нынешние демонстрации крупнейшие с 2009 года, когда в стране прошли мощные протесты против подтасовок результатов президентских выборов. Тогда оппозиционные активисты использовали "Фейсбук", "Твиттер" и YouTube, чтобы делиться с остальным миром информацией о "Зеленом движении". Многие крупные политики и активисты пользуются различными социальными платформами, за исключением тех, что официально заблокированы.
На этот раз мессенджерами пользуется гораздо больше граждан, но и правительство лучше подготовлено к борьбе в интернете. После того как в 2010 году компьютерную инфраструктуру иранской ядерной отрасли поразил вирус Stuxnet, страна инвестировала в кибербезопасность и наняла профессиональных хакеров, известных как "киберармия Ирана".
В отсутствие независимых новостных ресурсов и при однобоком взгляде правительственного телевидения людям остается лишь заходить в соцсети и делиться там фотографиями протестов.
У мессенджера "Телеграм" в Иране 40 миллионов пользователей, это примерно половина всего населения страны. Именно эту соцсеть выбрали для общения протестующие.
В ответ власти, по их словам, "временно", заблокировали "Телеграм" и "Инстаграм". "Фейсбук", YouTube и "Твиттер" заблокированы в Иране с 2009 года. В этот раз власти не пускают на самотек происходящее в соцсетях.
Одна из популярных тактик - создание множества ботов в "Твиттере", задача которых - публиковать фейковые видео протестов, а также разубеждать население в них участвовать. У большинства из этих аккаунтов - необычный профиль и фотографии. Они созданы во время протестов, и у них всего по нескольку подписчиков, которые также являются ботами.
"Только что сюда приехал, тут ничего не происходит", - написал один из пользователей в ответ на видео о протесте, якобы проходившем в городе Решт в провинции Гилан. "Почему вы врете? Тут никого нет", - пишет другой.
Одни и те же сообщения с одних и тех же аккаунтов публиковались под множеством различных видео в период между 1 и 4 января. Между ними и прослеживается связь, однако нет доказательств, что они созданы при поддержке властей или служб безопасности.