"Давос в пустыне": страны Ближнего Востока переживают бум инвестиций в западные компании
В этом году спрос на инвестиционный саммит в Эр-Рияде, получивший название «Давос в пустыне», настолько велик, что билеты туда продаются за $15 тысяч, пишет WSJ.
В саммите в прошлом году приняли участие руководители двух крупнейших инвесткомпаний в мире – председатель Blackstone Стивен Шварцман и основатель Bridgewater Associates Рэй Далио.
Еще несколько лет назад европейские и американские компании избегали инвестиций из Саудовской Аравии по политическим причинам и бойкотировали инвестиционный саммит в Эр-Рияде. Но в последние два года, на фоне огромного притока наличных в страны Персидского залива, Саудовская Аравия и другие страны Ближнего Востока стали играть роль «мирового банкомата», пишет издание.
Ближневосточные инвестфонды закрывают одну крупную сделку за другой. В мае эмиратская государственная холдинговая компания Mubadala, которую можно отнести к фондам национального благосостояния, купила контрольный пакет Fortress Investment в SoftBank за 2 млрд долларов.
В августе AviLease, принадлежащая государственному инвестиционному фонду Саудовской Аравии, приобрела авиационное подразделение Standard Chartered.
В прошлом году Ближний Восток столкнулся с бумом IPO: компаниям в регионе удалось привлечь на 179% больше средств, чем годом ранее. Глобальные инвесторы за прошлый год вложили в регионе $19,8 млрд.
Западные компании, даже такие крупные как BlackRock, открывают офисы в странах Персидского залива, чтобы легче было привлекать инвестиции. А в залах ожидания крупных ближневосточных инвестфондов почти всегда можно встретить несколько менеджеров по Уолл-стрит и Силиконовой долине.
Ближневосточные монархии оказались переполненными наличными деньгами на фоне резкого роста цен на энергоносители (частично это побочный эффект войны в Украине). В настоящее время западные финансисты, напротив, вынуждены отменять сделки и отказываться от инвестиций на фоне роста ключевых ставок.
Поскольку нынешнее благополучие ближневосточных стран обусловлено преимущественно высокими ценами на энергоносители, падение цен на нефть, скорее всего, приведет к оттоку капитала, как это было во время предыдущих энергетических бумов, обернувшихся крахом, пишет WSJ.