Иордания. Лестница на край света

Иордания уделяет чрезвычайно большое внимание туристическому сектору. Это абсолютно оправдано, ведь страна обладает невероятно богатым культурным наследием.

Иордания уделяет чрезвычайно большое внимание туристическому сектору. Это абсолютно оправдано, ведь страна обладает невероятно богатым культурным наследием.

Как отметил министр туризма и древностей Иордании Наиф Аль-Фаиз во время организованной посольством Украины встречи с украинскими журналистами в Аммане, в королевстве насчитывается около 100 000 культурно-исторических объектов. За прошлый год страну посетили 4,9 млн. туристов. Правда, из-за нестабильной ситуации в регионе туристический поток значительно уменьшился по сравнению с предыдущими годами. Проехав всю страну с севера на юг, увидев многочисленные блокпосты сил безопасности и полиции, отдельную охрану гостиничных комплексов, мы убедились, что не зря министр говорил о высоком уровне безопасности для иностранных туристов в королевстве и приглашал украинцев увидеть уникальные места, не обременяя себя мыслями о вопросах безопасности.

Все 100 000 объектов вы не посетите. Находясь в Иордании, главное увидеть две совершенно уникальные вещи - Петра и место крещения Иисуса Христа. Министр откровенно об этом сказал. Так, он рассказывал о Мертвом море, кораллах Красного моря, многочисленных остатках римской архитектуры, пустыне Вади Рам, где снимали фильм «Марсианин», однако Петру и место крещения Иисуса откровенно взял в рамку.

 

Понимая, что Иордания недешевая для самостоятельного туриста страна, министр сразу же напомнил о разработанном его министерством «Едином туристическом билете» (Jordan Wanderer). За 99 долларов США турист получает однодневный визит в Петру, вход в более 40 памятников и музеев, бесплатную загрузку цифровых туристических гидов и отмены туристических визовых сборов при покупке единого турбилета до прибытия в страну и пребывания там в течение минимум трех суток. За визу в Иорданию мы заплатили 60 долларов, а билет в Петру стоит около 80 долларов, поэтому имеет смысл брать предложение во внимание.

 

Ну что ж, поехали! Предлагаем самые захватывающие моменты путешествия к Петре и месту крещения Иисуса Христа

Ослы и гармония Вселенной

Таинственная и полна настоящей загадочности Петра по праву занимает почетное место среди «Семи новых чудес света». Ее теряли и находили снова среди пустынных горных хребтов. Узкий вход в каньон Сок действительно трудно увидеть даже с небольшого расстояния, а издалека он совершенно теряется на фоне скал. Сейчас уже вход в скрытое самой природой город не потеряете. Можно ориентироваться по отелю Movenpick, что стоит прямо перед входом в каньон.

 

После километровой прогулки по Соку мы дошли до главной и наиболее известной достопримечательности - храм первого века Аль-Хазне. Величественное здание действительно впечатляет. Останавливаюсь у владельца верблюдов Хамеда, который спокойно сидит на осле и смотрит на туристов. Здороваемся. Неправильно ты «миншафу» (платок-арафатка на иорданской диалекте арабского - ред.) носишь, говорит мне бедуин, напоминая кота Матроскина с его советом о бутерброд с колбасой. И сразу подходит и начинает бодро то у меня на голове крутить. Чувствую, как арафатка, которая была мне за шарф, плотно села на голове и не спадет даже если буду на полной скорости скакать на верблюде. О, так лучше, сказал Хамед и с каким-то чувством восстановленной им гармонии вселенной сел на осла. Поблагодарил и иду дальше.

 

Поднимаясь по лестнице к очередному величественному зданию, которое, как верят, было судом в древних набатеев, уже почти наверху замечаю яркую молодую бедуинки по имени Зикраят, продающую кусочки скалы с красивыми разноцветными прожилками, из которой высечена вся Петра. Здороваюсь и начинаю спрашивать о товаре. Зикраят с восторгом рассказывает, как ребята из ее племени Аль-Хувейтат ищут камни в горах, а она их продает. Петра - это наша жизнь. Мы рождаемся и живем здесь. Это наше все, говорит бедуинка, а рядом с ней играет маленькая девочка.

 

Высеченный в скале город занимает большую площадь. Поэтому чтобы подробно и без спеху осмотреть Петру, нужно минимум два дня. Однако большинство туристов прибывают в «розовый город» только на один день. В результате они лишают себя удовольствия увидеть одну из главных жемчужин Петры - огромный монастырь Ад-Дейр на вершине высокой скалы. По статистике, менее 2% туристов приходят в монастырь в первый день. Мы бы были среди того большинства, так и не увидели бы набатейский монастырь, если бы не одно странное происшествие.

Дойдя до Большого храма и походив среди его величественных колонн, мы уже думали возвращать в отель, потому что до захода солнца оставалось несколько часов. Вдруг к нам подошел Ахмед - тоже из племени Аль-Хувейтат, которое контролирует Петру и ведет там свой туристический бизнес. Он оказался умелым переговорщиком и прямо с ходу этот моторный парень предложил получить «незабываемый опыт». Мы еще даже не представляли, о чем идет речь, но очень заинтересовались. Вероятно, сыграла свою роль, мистика этого города в розовых скалах. Ахмед продолжал нас обходить. «Вы просто обязаны увидеть Ад-Дейр, но пешком туда подниматься минут 40. Можете и не успеть. Однако есть способ - осел. Он довезет вас туда за 20 минут и вы все успеете увидеть», - настаивал наш бедуин.

Мы немного засомневались, ведь никто из нас ни разу на ослах верхом не ездил. Здесь Ахмед повторил ключевое слово: «Опыт. Поверьте, вы получите незабываемый опыт и впечатления». Окончательно он нас убедил, когда назвал адекватную цену за этот аттракцион. Только 20 долларов туда и обратно.

Ударили по рукам и нам подвели двух мулов, Муганнада и Азиза, и белую ослицу Монику. Когда мы, трое немаленьких мужчин, сели на этот один из древнейших в мире видов транспорта, я понял, насколько внешность не всегда передает суть. Наши извне маленькие ослы оказались чрезвычайно сильными и без всякого видимого напряжения повезли нас вверх.

Беззаботная наслаждение ездой и веселый смех быстро закончились. Метров через 200 за поворотом скалы начинались крутые лестницы. Мы хотели остановиться, но не успели, так как ослы моторно начали восхождение. Если бы шли по той лестнице пешком, то ничего особенного, кроме усталости, не почувствовали бы. А так началась такая игра чувств, от адреналина и волны эмоций от нас слышно только нервный смех. Когда неопытный ездок сидит на осле, то чувствует себя неуверенно даже на равнине. А здесь - неширокие лестницы вверх, которые иногда граничат с обрывом прямо в бездну. Позади послышался установка Ахмеда: «Пригнися к голове осла и доверься ему. Он хорошо знает дорогу».

 

Вероятно, что многие из нас неоднократно слышали о руководителях-ослов, а иногда и сами называли собственное руководство ослами. Но мы в тот момент реально впервые в жизни доверились осле. После происшествия мы шутили, это же какими нужно быть ослами, чтобы довериться осле? Однако признали, что осел - это действительно надежный транспорт в тех условиях. Проверенный сотнями лет и тысячами километров. Были места, где лестницы не было. Только скала. Это реально страшно смотреть, как осел товарища впереди ставит копыта на склон и продолжает уверенно идти вверх. Рискнув собой, мы убедились, что копыта осла действительно идеально приспособлены к каменистой и неровной поверхности. А спокойный и весьма смелый характер позволяет не обращать внимания на бездну.

Как и обещал Ахмед, через 20 минут мы преодолели более 900 ступенек и поднялись в монастырь Ад-Дейр. Трудно передать словами, насколько мы были счастливы успешному восхождению. Товарищ, который ехал на Монике, имеет хобби летать на самолетах. Так вот даже он у монастыря признал, что столько адреналина и эмоций на самолете он не получает. Что говорить о нас, которые самолетами не управляли. Спокойно улыбаясь, мы в один голос признали, что 20 минут на ослах были наиболее захватывающим впечатлением в Петре. Мы схватили столько адреналина, что исренне поблагодарили Ахмеда и сказали, что спускаться на ослах не будем. Бедуин сказал чистую правду. Мы получили уникальный опыт, но я не уверен, захотим ли мы его еще раз повторить.

 

Ахмед по нашим лицам понял, что мы получили даже больше, чем ожидали. Довольный он вскочил на Муганнада и помчался вниз. А мы сели в кафе у подножия монастыря и полчаса непрерывно передавали друг другу, что нам пришлось пережить. Потягивая ароматный кофе с кардамоном, вспоминали как шли по краю бездны отважные ослы, и как мы, пригнувшись к их головам, выглядели среди ослиных ушей. Поговорив и осмотрев действительно грандиозное здание Ад-Дейра, мы продолжили свой путь дальше. Нас ждал край света.

Если вы уже пришли в монастырь, то просто обязаны увидеть это - место, где гора обрывается огромным каньоном. Когда стоишь на краю, то горы и пустыня сливаются с небом таким странным способом, что ты чувствуешь себя на краю света. Если в Ад-Дейра доходят 2% туристов, то сюда еще меньше. Если бы они знали, что теряют, и без этого элемента путешествие в Петру просто ненастоящее.

На краю света нас ждал Ауда из племени Аль-Будуль, которое входит в состав большого племени Аль-Хувейтат. Он пригласил нас в свою палатку, развел огонь и угостил настоящим бедуинским чаем, заваренным на огне. Мы сидели на краю света, пили чай и разговаривали с Аудой. Он закончил только один класс в школе, но удивил мудростью, которой бедуины учатся во время совещаний шейхов. То есть речь идет о народной мудрости в чистом виде. Когда зашла речь о войнах и конфликтах, Ауда сказал: «Человек всегда остается человеком. И относиться к человеку всегда нужно по-человечески, несмотря на национальные и другие различия». Можно что-то к этому добавить? Вряд ли.

 

Получив мощный заряд бодрости от езды на осликах, созерцания края света и беседы с мудрым бедуином, мы возвращались в отель. Так, мы видели Петру, настоящее чудо света. И мы дошли до самого края, где уже только горизонт и запах бедуинского костра.

Здесь крестился Иисус

Так просто к святому месту не попасть. Нужно помнить, что река Иордан - это государственная граница между Иорданией и Израилем, так как любой пограничный район находится под особой охраной. К месту со специальной стоянки регулярно отправляется автобус. Купив за 17 долларов билет, можно ехать. Русскоговорящим гидом работает иорданец Айман Абу Ахмад, кстати, выпускник Киевского института международных отношений.

 

Долина Иордана довольно пустынная. Из растений здесь растет исключительно тамарикс и в самой воде камыш. Через сейсмическую активность Иордане менял русло. Во времена Иисуса река Иордан была шириной до 140 метров и протекала именно в этом месте. Здесь и жил Иоанн Креститель, на восточном берегу напротив Иерихона. О том, что крещение Иисуса произошло именно здесь, свидетельствуют библейские тексты, мозаичная карта Святой земли в городе Мадаба, многочисленные свидетельства паломников и, самое главное, руины пяти церквей. Руинах убедительно доказывают, что верующие пытались отметить самое место крещения Иисуса. Это были уникальные по своей архитектуре церкви. Здесь не было алтаря - только Баптистерий, место где происходило крещение в водах Иордана. Находясь здесь, в прямом смысле прикасаешься к библейской истории христианства.

 

Подходим к самой реке. Сейчас она метров пять в ширину. Через несколько метров на противоположном берегу уже Израиль. Одеваем белую ризу и, вспоминая святое слово, опускаемся в благословенные воды Иордана. После этого библейская история действительно приобретает конкретную форму. Начинаешь лучше понимать смысл событий, которые имели место здесь две тысячи лет назад. Тогда нам хотели донести, как нужно жить в этом мире. Но услышали это?

Источник: ukrinform.ua

Поділитися публікацією:
Головні новини
Близький Схід
Повінь у Саудівській Аравії: Мекка йде під воду
Політика
Блінкен хоче підштовхнути угоду про перемир'я в Газі до "фінішної прямої"
Близький Схід
Сирія планує відновити міжнародні рейси в аеропорту Дамаска
Читайте в розділі
Ближний восток
ЮНІСЕФ: Понад 200 дітей загинули в Лівані за останні два місяці
Ближний восток
Reuters: Ізраїль не виконав вимоги США щодо покращення гуманітарної кризи в Газі
Ближний восток
Китай виступив проти порушень Ізраїлем суверенітету Лівану
Шукайте нас на Twitter

© Ukraine in Arabic, 2018. All Rights Reserved.