Ум Кальсум - девочка из небольшой деревни, ставшая «Императрицей арабов»
Лучшая в мире арабская певица Ум Кульсум, настоящее имя которой Фатима Ибрагим Аль-Сайед Аль-Бильтаджи родилась 31 декабря 1898 года в деревне Аддикхалия в Египте.
Она была младшей из трех детей в семье имама (чтеца Корана) в деревенской мечети. Именно отец назвал дочь именем Ум Кальсум в честь дочери пророка Мухаммеда, а в возрасте пяти лет отдал ее в кораническую школу - куттаб, где она изучала Коран и постигала основы письменности. В сельской местности, где почти все были неграмотны, даже умение немного читать открывало широкую дорогу. Впоследствии певица продолжила свое образование, и правильное, классическое произношение всегда было слышно в её пении.
Работа в мечети не приносила большого дохода, и отец Ум Кальсум подрабатывал исполнением религиозных песен на свадьбах и других торжествах. У него она и начала учиться пению, когда отец стал обучать ее старшего брата пению в помощь себе.
Уже в возрасте менее десяти лет Ум Кальсум проявляла вокальный талант, который не мог остаться незамеченным. Когда отец обна¬ружил, с какой скоростью и точностью дочь освоила премудрости исполнения, он стал брать ее с собой на выступления вместе с братом. Чтобы не нарушать традиций, маленькую звезду первое время приходилось переодевать в мальчика, но скоро необходимость в этом отпала, так как голос Ум Кальсум принес семейному ансамблю широкую известность и множество все более дорогих заказов во все более отдаленных уголках страны.
Семья осталась вместе и после получения певицей национального признания. Отец и брат были основными участниками группы много лет, даже после переезда в Каир. Только в 1926 году Ум Кальсум была вынуждена собрать под свой голос профессиональный ансамбль. Семья защищала ее от стрессов, которым постоянно подвергаются люди искусства,и поддерживала певицу в трудные моменты. Смерть матери в 1947 году была одним из самых сильных ударов, которые переживала певица. Ум Кальсум была очень сильной женщиной, и это был первый случай, когда публика видела ее слезы.
Ум Кальсум всегда придерживалась семейных ценностей, и вспоминала свою семью с исключительной теплотой.
Любовь к музыке
Проявившись в очень раннем возрасте, музыкальный талант Ум Кальсум неизменно приводил слушателей в восхищение. Первым ее учителем был отец, и он долгое время оставался единственным. Растущая популярность и необходимость дальнейшего развития таланта привели к тому, что в 1923 году, после долгих колебаний, семья переехала в Каир, при поддержке знакомых музыкантов.
В Каире голос Ум Кальсум оценили сразу за его невероятную силу и глубину, но все сходились во мнении, что ее голос нетренирован и не может передавать требуемые нюансы исполнения и тонкие оттенки мелодии, которых привыкли ожидать от лучших исполнителей того времени. Отец певицы не пожалел средств на обучение дочери и приглашал самых лучших преподавателей и музыкантов. Ум Кальсум активно работала над всеми сторонами своего таланта. Ее ментором и учителем на долгое время стал Шейх Абу Аля Мухаммад, из¬вестный певец и композитор, который оказывал ей всяческую поддержку в покорении высот исполнительского мастерства и карьере.
Когда она только начала выступать в Каире, ее репертуар состоял в основном из того, что исполнял ее отец по всей дельте Нила, и нескольких популярных песен, освоенных самостоятельно. Все песни она исполняла соло, или в сопровождении еще двух-четырех голосов. В Каире двадцатых годов такой стиль исполнения считался старомодным, и даже певцы старшего поколения выступали с инструментальным аккомпанементом.
Однако, талант Ум Кальсум был настолько велик, что она не проигрывала даже от такого непритязательного исполнения.
Только три года спустя, весной 1926 года она послушалась многочисленных советов специалистов и собрала оркестр из профессиональных музыкантов. Ее репертуар сместился от традиционных религиозных песен к современным популярным романтическим песням, сочиненным специально для нее. Все эти перемены, а также ее все более элегантный стиль в одежде, ставили ее в один ряд с лучшими исполнителями Каира и всего Египта. Уже к 1928 году голос Ум Кальсум, ее песни и личные качества привели к тому, что её безоговорочно признали лучшей профессиональной певицей страны.
Итак, к тридцатым годам окончательно сформировался характерный стиль Ум Кальсум. Она виртуозно исполняла песни, романтические и современные, следующие самым последним веяниям. Все песни были написаны для ее прекрасного голоса, который после всех тренировок стал поистине чарующим. Почти весь репертуар того времени был создан поэтом Ахмадом Рами и композитором Мухам-мадом Аль-Касабджи, в музыке использовались заимствованные из Европы инструменты и гармонии.
В начале 30-х годов Ум Кальсум отправилась на международные гастроли – Багдад, Бейрут, Дамаск, Триполи. Начиная с 1934 г. она каждый первый четверг месяца пела вживую на Радио Каира. Эти эфиры сделали ее легендой. Радиослушатели называли ее "Соловей Нила".
Широкий успех в тридцатые годы и, как следствие, финансовое благополучие позволили Ум Кальсум самой определять все стороны своего творчества. Очень скоро она смогла, подобно большинству успешных исполнителей, обходиться без театрального агента. Вместо этого она пользовалась тщательно подобранными знакомыми как советчиками и иногда как представителями, и к 1938 году сама занималась организацией всех своих концертов и составлением контрактов.
Во второй половине 30-х годов Ум Кульсум снялась в первом фильме, а затем на протяжении 30-х - 40-х гг. были съемки еще в нескольких музыкальных фильмах.
Ей удавалось заключать совершенно фантастические контракты, которые давали ей возможность контролировать практически все детали выступлений или фильмов, вплоть до подбора музыкантов, актеров и технических специалистов.
Сороковые годы двадцатого века считают «золотым веком» Ум Кальсум. Она вернулась от романтических песен тридцатых к более традиционным вещам, но с использованием всего накопленного музыкального опыта и этим шагом завоевала непреходящую популярность во всем арабском мире. Помимо чисто музыкальной деятельности, Ум Кальсум все больше занималась социальной: вошла в 1940-х в комитет, отбиравший подходящую музыку для радио, и стала президентом Союза музыкантов Египта. В это время певица была на пике своей музыкальной карьеры и обладала огромным влиянием на радио и в обществе.
В 1944 году король Египта Фарук I удостоил её высшего знака отличия (нишан Эль Камаль), который ранее вручался только политикам и членам королевской семьи.
Перед революцией 1952 года Египет переживал тяжелую эпоху перемен. За год до этого было вынесено военное решение запретить песни Умм Кульсум. Но будущий египетский президент Гамаль Абдель Насер лично вмешался и потребовал отменить запрет.
После революции Ум Кальсум ставили в вину выступления перед королем, но Насер сказал: "Вы хотите, чтобы против нас поднялся весь Египет?". Позднее выступления Насера по радио транслировали сразу после ее выступления – это гарантировало максимальное количество слушателей.
После Египетской Революции в 1952 году певица стала исполнять новые современные любовные песни на музыку молодых музыкантов, таких как Балих Хамди. В 60-х она сотрудничала с Мухаммадом Абделем Вахабом.
А уже в 1956 году легендарная певица исполняла национальный гимн Египта. В 1964 году вышла одна из самых известных ее песен "Энта Омри" ("Ты – моя жизнь"), которой египтяне и жители других арабских стран заслушивались на протяжении четырех десятилетий.
Вера Ум Кальсум в президента Насера была огромной. После поражения Египта в 1967 году певица провела несколько недель в депрессии на своей вилле в Замалеке. Но все же нашла в себе силы и продолжила выступать.
В период 1967-1971 годов она объездила с концертами не только весь арабский мир. Миллионные гонорары Ум Кальсум отдавала на восстановление родного государства. Ее самым большим европейским концертом, несомненно, был концерт на Парижском Олимпийском стадионе. А в 1970 году Ум Кальсум приехала на гастроли в СССР. Однако концерт не состоялся. Умер президент Египта Гамаль Абдель Насер, и певица вернулась в Каир.
Здоровье как плата за успех
Росту популярности и влияния, к сожалению, сопутствовали проблемы со здоровьем, которые преследовали великую певицу практически всю жизнь.
В 1937 году проблемы с печенью заставили Ум Кальсум прервать работу и по совету врачей посетить лечебницу на минеральных водах в Виши. В 1946 году врачи диагностировали заболевание щитовидной железы. Сама болезнь, трудность лечения и риск потерять голос привели великую певицу к тяжелейшей депрессии. Близкие знакомые говорили, что это был единственный период в жизни Ум Кальсум, когда она теряла присущую ей храбрость и волю.
После смерти матери в 1947 году у нее началось воспаление слизистой оболочки глаз. Она вынуждена была носить темные очки.
В 1971 г. она перенесла серьезнейшую болезнь желчного пузыря, которые повлекли за собой почечную инфекцию.
Свою последнюю песню Ум Кальсум записала 13 марта 1973-го. Из-за слабого здоровья премьера песни была отменена, а выпуск пластинки состоялся без живого выступления. Она дала последний концерт в декабре 1972 года. Зиму 1973-го Ум Кальсум провела в Европе и США, посещая докторов.
21 января 1975 года она перенесла почечный приступ. Умерла же великая арабская певица 3 февраля от сердечной недостаточности.
На похороны приехали лидеры многих арабских стран. Порядка 4 млн. человек пришли попрощаться с величайшей певицей.
После смерти певицы в 1975 году известная французская газета "Le Figaro" отметила: несмотря на то, что европейцы не понимают арабского языка, песни Умм Кульсум напрямую доходили до их сердец.
Судьба наделила Ум Кальсум потрясающим голосом, полным шарма и звонкости, которые невозможно скрыть от внимания самого неискушенного слушателя. Этот прекрасный голос бросил вызов человеческой природе: лишь после шестидесятилетия певицы его затронули легкие изменения. Но и тогда голос Ум Кальсум стал разве что немного ниже, сохранив прекрасную, только ей присущую интонацию.
Всеобщая любовь к Ум Кальсум
Без сомнения, важнейшим переломным моментом в жизни Ум Кальсум был переезд ее семьи в Каир. Несколько лет множество людей советовали искать успеха именно там, в культурном центре Египта. Семья колебалась, не имея в столице ни родственников, ни знакомых, ни работы. Тем более блестящим кажется стремительный взлет молодой певицы к высшим слоям общества. В первые годы жизни в Каире, помимо обучения вокальному мастерству, Ум Кальсум активно работала над общим образованием и грамотностью, а также осваивала манеры, приличествовавшие культурным городским жителям.
Она сознательно готовила себя к общению с людьми любого ранга. Когда ее стали приглашать на выступления в лучшие дома Каира, она стала подражать самым знатным дамам Египта в одежде и манерах. Со многими из них она в результате познакомилась и даже близко подружилась. На пике своей карьеры Ум Кальсум была принята в самом знатном обществе практически на равных. Президент Франции Шарль де Голль (1959-1969) называл ее "Леди". Боб Дилан говорил: "Она велика. Просто велика". Среди ее поклонников были Мария Каллас, Жан-Поль Сартр, Сальвадор Дали и такие "монстры рока", как группа "Лед Зеппелин" и Боно.
Приблизительно в 1946 году Шариф Шабри Паша, дядя короля Египта Фарука, даже предложил ей выйти за него замуж. Королевская семья, конечно, немедленно запретила подобный союз: ведь певица, при всей уникальности своего таланта, была крестьянского происхождения. Но сам факт предложения и то, что королевская семья серьезно отнеслась к нему, говорит о многом. Правда, Ум Кальсум, которая к тому моменту добилась чрезвычайно многого своими силами, похоже, поверила в возможность такого брака и была очень расстроена неудачей.
В предложении руки и сердца королевской особы не было ничего удивительного, ведь ее любили на всем Ближнем Востоке. Да нет, не любили, а любят и будут любить миллионы людей. Она была и остается самой знаменитой арабской певицей ХХ века.
Бесспорно, Ум Кальсум является лучшей в мире арабской певицей. Ее называют "голосом и лицом Египта", "Звездой Востока" и даже "Императрицей арабов". Она очаровала миллионы людей. В Каире рядом с Нилометром находится музей Ум Кульсум, в котором хранятся архив записей и различные экспонаты, связанные с певицей. А директор музея поэт Ахмед Антар, как-то сказал: "Она сделала больше для арабского языка, чем все ученые лингвисты взятые вместе".
Сегодня, спустя 41 год после смерти певицы, сложно найти араба, который не знал бы имя Ум Кальсум. Ее песни до сих пор звучат в авто, будь то в арабской стране, Украине или ЕС. Ее песни слушают как те, кому за 70, так и те, кому до 30. Великая Ум Кальсум продолжает покорять своим талантом и очаровывать миллионы людей даже после своего ухода в иной мир.