Россиянка осуждена условно за участие в ИГ
В понедельник военный окружной суд Москвы приговорил 22-летнюю уроженку Дагестана Викторию Будайханову к пяти годам условно за участие в незаконном вооруженном формировании. Она находилась среди боевиков джихадистской группировки «Исламское государство» в Сирии, передает Би-би-си.
Помимо условного срока Будайхановой назначили ограничение свободы на полтора года, в том числе запрет на ночные прогулки и участие в массовых мероприятиях. Это наказание начнет действовать после того, как истечет срок основного.
Девушка въехала на территорию Сирии в конце мая 2014 года и в ноябре 2017 года была возвращена в Россию в рамках операции по возвращению на родину детей и женщин с территорий, освобожденных от боевиков группировки "Исламское государство".
Виктория Будайханова уехала из России вместе с двумя подругами тайком от родителей сразу после того, как ей исполнилось 18 лет. Девушки познакомились еще в 2012 году, когда подрабатывали в "Макдональдсе". Организатором поездки выступила подруга Будайхановой, она же "подарила" девушке загранпаспорт на день рождения.
Как рассказывала в показаниях на суде Будайханова, никто из них не придерживался радикальных или экстремистских взглядов. По словам девушки, она была уверена, что пунктом назначения была Турция, а не Сирия, и ехала посмотреть страну, однако в Стамбуле их встретил незнакомый ей ранее мужчина и отвез девушек на территорию, подконтрольную ИГ.
Сразу же после попадания в ИГ подруги были помещены в "макар" - общежитие для незамужних женщин. Будайхановой пришлось выйти замуж за мужчину, которого она видела впервые в жизни: "Нам сказали, что если мы втроем замуж не выйдем, за нами никто не приедет и нас, скорее всего, убьют".
Вскоре после этого она предприняла первую попытку вернуться в Россию, однако ей не удалось перейти турецкую границу. Спустя некоторое время муж Будайхановой погиб, и ей пришлось выйти замуж повторно. У молодой женщины родилось двое детей. Как объясняла в показаниях и сама Виктория Будайханова, и другие девушки, вернувшиеся из ИГ и допрошенные в качестве свидетельниц, женщины в ИГ могли заниматься исключительно домашним хозяйством и воспитанием детей и не имели права даже выходить из дома без мужа.