Политический аналитик: «Азербайджан сегодня моделирует свою стратегию в отношении региона»
Политический аналитик Института ЕврАзЭС Надана Фридрихсон представила свое видение процесса, будет ли Азербайджан прислушиваться к руководству из Брюсселя, какой «мэссэдж» Баку направил «северному соседу», и что связывает Турцию, Азербайджан и Украину.
Заявление заместителя руководителя администрации президента Азербайджана Новруза Мамедова о том, что Азербайджан не будет подписывать с Евросоюзом соглашение об ассоциативном членстве, но вместо этого азербайджанская сторона хочет предложить партнерам из Брюсселя подписать соглашение о партнерстве - крайне серьезное.
Во-первых, потому что Азербайджан выделил себя из числа стран, на которых была ориентирована европейская программа «Восточное партнерство», открыто продемонстрировав свой нынешний статус на международной арене. Сегодня Азербайджан – одна из немногих стран постсоветского пространства, которая моделирует свою стратегию в отношении региона.
То, что Баку не будет подчиняться руководству из Брюсселя, стало понятно еще в период президентских выборов в республике, когда Ильхам Алиев открыто раскритиковал Еврокомиссию. Теперь лишь подтверждается начатый курс.
Вместе с тем, это определенный «мэссэдж» и для России. С одной стороны, Азербайджан показал, что не намерен входить в европейскую геополитическую конфигурацию, с другой – что теперь Кремль должен выстраивать отношения с Баку только на равноправной основе. Фактически, это пресекает все домыслы и разговоры о насильственном методе вовлечения Азербайджана в интеграционные проекты «северного соседа».
Вместе с тем, российская сторона опасалась присоединения Азербайджана к проевропейскому блоку сил, и, полагаю, на эту тему Владимир Путин и Ильхам Алиев провели не одну беседу. Судя по всему, стороны пришли к общему знаменателю. В этой связи Азербайджан открыто заявил европейским коллегам о новом формате отношений, стоит также заметить, что не утихают слухи, что во время визита в Украину, именно Ильхам Алиев оказал определенное влияние на решение Виктора Януковича приостановить процесс подписания ассоциативного членства с ЕС.
Кроме того, Азербайджан демонстративно стал налаживать инвестиционное сотрудничество с Белоруссией, что также отвечает интересам Баку и с точки зрения противостояния с Ереваном за Нагорный Карабах.
По всей видимости, новый тренд в политике Азербайджана был оговорен с российской стороной, а это значит, что каждая из сторон будет выполнять взятые на себя обязательства.
Что касается визита Ильхама Алиева в Украину и последовавшего решения официального Киева, то эти события увязываются между собой лишь на теоритическом уровне предположений. Нет официальных заявлений или доказательств, что именно президент Азербайджана оказал влияние на своего украинского коллегу. Однако, если предположить, что было именно так, не стоит сводить все к лоббированию российских интересов.
Повторюсь, сегодня Азербайджан – та страна на постсоветском пространстве, которая выстраивают свою стратегическую линию. У Баку вполне возможен свой прагматичный интерес в отношении Украины, который, скорее всего, связан со сферой энергетики. Кроме того, в этой связи важно не упускать из внимания тот факт, что Турция выступала против подписания Киевом ассоциативного членства с ЕС, и теперь открыто демонстрирует свой отход от политики евроинтеграции, переориентируясь на ШОС.
И Азербайджан, и Турция, и Украина – каждый по-своему, является важнейшей для Брюсселя составной частью единого проекта, и вполне возможно, что последние события тесно переплетены между собой.
Источник: vakmos