Новые правила игры в Заливе: США предоставляют Катару беспрецедентные гарантии безопасности после удара Израиля

Указ Трампа является сигналом как для Тель-Авива, так и для других арабских стран, ищущих альтернативные альянсы
Исполнительный указ президента США Дональда Трампа, приравнивающий нападение на Катар к угрозе безопасности Соединенных Штатов, является беспрецедентным шагом, устанавливающим новые правила игры в регионе Арабского залива. Этот документ, обещающий Катару дипломатическую, экономическую и, при необходимости, военную защиту, стал прямым ответом на израильский удар по Дохе.
Хотя эксперты отмечают, что исполнительный указ не является юридически обязывающим, как ратифицированный договор, и может быть отменен, его политическое значение огромно. "Для региона это восстанавливает определенную меру сдерживания", — говорит Андреас Криг из Королевского колледжа Лондона. Элизабет Дент из Вашингтонского института называет это "крупной дипломатической и стратегической победой" для Катара, которая подчеркивает ценность его роли как посредника.
В то же время этот шаг является укором Израилю, чьи действия были восприняты как подрыв американских интересов. Заставив Нетаньяху извиниться перед премьером Катара, Трамп продемонстрировал, кто является главным арбитром в регионе. Для Израиля, привыкшего действовать почти беспрепятственно, это "как стратегическая, так и символическая потеря".
Этот указ является не просто реакцией на один инцидент, а частью большой геополитической игры. На фоне того, как Саудовская Аравия диверсифицирует свои альянсы, заключая оборонный пакт с ядерным Пакистаном, а продажа F-35 для ОАЭ так и не завершена, эти гарантии для Катара становятся новым стандартом. "Для более широкого региона Залива это поднимает планку.
Другие государства теперь будут искушаться искать подобных гарантий, или же ускорять собственные стратегии хеджирования и региональные оборонные договоренности", — отмечает Криг. Таким образом, Вашингтон пытается восстановить доверие к себе как к главному гаранту безопасности, в то же время четко давая понять своим союзникам, включая Израиль, что существуют "красные черты", пересечение которых будет иметь серьезные последствия.
