ЕС хочет быть "игроком, а не только плательщиком": Брюссель претендует на роль в американском плане для Газы

На фоне осторожного оптимизма Германия призывает к реализации первого этапа сделки до конца недели
Европейский Союз стремится играть активную роль в послевоенном управлении Сектором Газа и хочет присоединиться к переходной администрации, предложенной президентом США Дональдом Трампом. Об этом заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам Кая Каллас.
"Да, мы чувствуем, что Европа должна играть большую роль, и мы также должны быть в этом процессе", — сказала Каллас, отвечая на вопрос, хочет ли ЕС участвовать в предложенном Трампом "Совете мира". "Я думаю, Европа должна быть не только плательщиком, но и игроком", — добавила она, подчеркнув, что ЕС является крупнейшим донором помощи палестинцам и имеет связи с обеими сторонами.
План Трампа предусматривает, что после войны Газой будет управлять временный технократический комитет под надзором "Совета мира", который возглавит сам Трамп при участии бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Этот орган будет управлять финансированием восстановления, пока Палестинская администрация не сможет взять на себя полный контроль.
Тем временем министр иностранных дел Германии Йоганн Вадефуль заявил, что первый этап плана Трампа — прекращение огня, освобождение заложников и доставка помощи — должен быть реализован "самое позднее к началу следующей недели". Он признал, что все остальные вопросы являются "очень сложными" и потребуют времени.
Заявление Каллас является четким сигналом о том, что Европа больше не готова оставаться в стороне от ближневосточного урегулирования, ограничиваясь лишь финансированием гуманитарных проектов и восстановления. Десятилетиями ЕС был главным "плательщиком", в то время как США играли роль главного "игрока" и посредника. Теперь Брюссель, видя, что Вашингтон снова пытается единолично управлять процессом, стремится получить место за столом переговоров.
Это не только вопрос престижа, но и прагматичный расчет: Европа не хочет просто оплачивать последствия конфликта, а стремится влиять на политические решения, которые этот конфликт формируют. Осторожная, но настойчивая позиция Германии по немедленной реализации гуманитарной части плана лишь подчеркивает этот подход: сначала остановить кровопролитие, а затем, уже как полноценный участник, участвовать в разработке долгосрочного решения.
