Ядерный ультиматум Тегерану: Запад требует от Ирана допустить инспекторов на разбомбленные объекты

Тегеран угрожает разрывом отношений с МАГАТЭ в случае принятия резолюции
Великобритания, Франция, Германия и США представили на рассмотрение совета управляющих МАГАТЭ проект резолюции, требующий от Ирана "в полной мере сотрудничать" с ядерным надзорным органом ООН. Этот шаг стал ответом на пятимесячный отказ Тегерана предоставлять инспекторам доступ к ключевым ядерным объектам после разрушительных ударов, нанесенных Израилем и США в июне.
Напряженность резко возросла после 12-дневной войны, в ходе которой были атакованы иранские ядерные объекты в Фордо и Натанзе. С тех пор инспекторы МАГАТЭ не могут попасть на эти площадки для верификации состояния обогащенных урановых запасов, что вызывает серьезное беспокойство у международного сообщества. В проекте резолюции подчеркивается, что для Ирана "крайне необходимо" выполнять свои обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия и предоставить агентству весь запрашиваемый доступ.
Иранская сторона отвергает обвинения. Министр иностранных дел Аббас Аракчи заявил, что в стране нет незадекларированных объектов для обогащения урана, а сам процесс обогащения в данный момент не ведется из-за повреждений, нанесенных в ходе войны. Это заявление прозвучало на фоне сообщений в СМИ об ускоренном строительстве секретного подземного ядерного объекта "Гора Кирка".
Тегеран предупредил, что принятие резолюции будет иметь серьезные последствия. Заместитель министра иностранных дел Казем Гарибабади заявил, что в ответ Иран "проведет фундаментальный пересмотр" своих отношений с МАГАТЭ. Иранские власти обвиняют агентство в предвзятости и бездействии, так как оно так и не осудило военные удары по ядерным объектам страны.
Нынешний кризис является прямым следствием июньской войны. Отказывая инспекторам в доступе, Иран пытается наказать международное сообщество, в лице МАГАТЭ, за его неспособность или нежелание осудить акт агрессии против его суверенной территории и критической инфраструктуры. Это демонстративный шаг, которым Тегеран показывает, что "правила игры" изменились, и он больше не будет соблюдать свои обязательства, если его безопасность не гарантирована.
С другой стороны, для западных стран пятимесячное отсутствие мониторинга является неприемлемым риском. Они опасаются, что Иран, прикрываясь последствиями войны, может втайне интенсифицировать свою ядерную программу. Резолюция — это инструмент давления, призванный заставить Тегеран вернуться к режиму прозрачности.
Ситуация зашла в тупик: Иран требует политического осуждения агрессии, а Запад — технического доступа к объектам. Если резолюция будет принята, а Иран исполнит свою угрозу, мир полностью потеряет контроль над иранской ядерной программой, что резко повысит риск просчетов и новой, еще более разрушительной военной эскалации.
