Возможно ли отсутствие Америки на Ближнем Востоке через 15 лет?
При выходе из метро в Вашингтоне я увидела рекламу крупной канадской нефтяной компании, в которой говорилось: «Вам больше не нужно заниматься проблемами Ближнего Востока, канадская нефть предлагает вам безопасную альтернативу».
Сокращение энергетической зависимости Америки от Ближнего Востока — это вопрос, который сегодня все чаще обсуждается как в политических, так и академических кругах. Причина — значительный прогресс Америки в производстве «shale petrol» или сланцевой нефти. Многие занимающиеся вопросами энергетики учреждения отмечают, что к 2020 году Америка вдвое сократит объемы нефти, получаемой из региона Ближнего Востока, а в 2030 году потребность США в ближневосточной нефти и вовсе исчезнет.
К каким последствиям для Америки и ее политики в регионе это может привести? Нефть Ближнего Востока, начиная со Второй мировой войны, — основная причина вовлеченности Америки в этот регион и главная ось политики Вашингтона на Ближнем Востоке. Для обеспечения непрерывности нефтяного потока Америка развернула свое военное присутствие в регионе, создала союзы с региональными странами, стала участницей сложно разрешимых конфликтов Ближнего Востока. Она поставила решение палестино-израильского вопроса в центр своей внешнеполитической повестки дня, она подписала военные и стратегические соглашения со странами Персидского залива. Численность военных сил, сосредоточенных США в регионе Персидского залива, составляет 35 тысяч человек. Америка поддерживала Ирак в ходе ирано-иракской войны, но по вышеупомянутой причине после оккупации Ираком Кувейта она заняла антииракскую позицию и вступила в первую войну в Персидском заливе.
Государства, на которые это окажет наибольшее влияние, — страны Персидского залива, которые до настоящего времени находились под зонтом безопасности Америки. Для обеспечения безопасности Ормузского пролива, через который проходит порядка 40% нефти мира, Америка взяла на себя вопрос безопасности сопредельных государств, а также направила в регион свой военный контингент и флот. За исключением Саудовской Аравии, ни одна другая страна Персидского залива не имеет такой силы, которая позволит ей в военном отношении защитить себя от Ирана. Если Вашингтон сократит свое военное присутствие в Персидском заливе, эти страны будут вынуждены найти нового стратегического союзника, охотно готового обеспечить их безопасность. Учитывая растущую потребность Китая в энергетике и его возрастающую вовлеченность в ситуацию в регионе, становится очевидно, что оставшийся после Америки вакуум силы заполнит Китай.
Добавьте к этой картине Иран. Если переговоры по ядерной программе Ирана увенчаются успехом и изоляция Ирана прекратится, то можно представить, насколько это может расширить сферу влияния Ирана на его задворках — в регионе Персидского залива. А это предполагает совершенно новый Ближний Восток…