Станет ли Иран Клондайком для инвесторов?
Прошло всего несколько дней с тех пор, как с Ирана были сняты санкции ООН, но некоторые фирмы уже объявили о своих планах инвестировать в эту страну.
Подготовка к возвращению на рынок густонаселенной страны, известной своими природными ресурсами, неплохим уровнем образования и великолепными ландшафтами, шла уже несколько месяцев.
Преимущество получили европейские и азиатские компании, так как санкции США против Тегерана пока сохраняются, что затрудняет возможности американских собственных бизнесменов.
Конечно, те, кто готов прийти с инвестициями в Иран, столкнутся здесь с определенными трудностями. Коррупция вкупе с устаревшим коммерческим и трудовым законодательством означает, что правовые конфликты неизбежны. А решаться они будут в иранских судах, печально известных своей медлительностью.
Однако соблазн попасть на рынок, где есть возможности роста и больших прибылей, очень велик. Какие же заманчивые перспективы открываются сейчас в Иране для инвесторов?
Машины, грузовики, автобусы
Компания Daimler Trucks не теряла времени даром и уже объявила о планах возобновить продажи в Иране, а также об открытии здесь своих предприятий.
В партнерстве с иранской Khodro она будет производить моторы и другие запчасти для автомашин. Покинувшая Иран в 2010 году Daimler Trucks заявила об огромном спросе в Иране на коммерческие автомобили, особенно грузовики.
Иран был вторым по значимости рынком и для Peugeot-Citroen, вынужденной свернуть здесь свой бизнес в 2012 году. В самый оживленный период своей деятельности в Иране компания продавала до 450 тысяч машин в год. Так что и эта фирма заинтересована в скорейшем возвращении на иранский рынок.
Переговоры по открытию совместного предприятия по производству автомашин уже ведутся, сообщает Peugeot. Одновременно компания открывает автосалон в Тегеране для своего бренда DS при поддержке местного партнера.
Однако у Peugeot уже есть конкуренты. Как говорит один из экспертов авторынка, возможность прихода в Иран рассматривает и Volkswagen.
Компании, производящие запчасти, в том числе производитель шин Continental, тоже не хотят упустить открывающиеся здесь возможности.
По словам аналитиков, Тегеран заинтересован в том, чтобы иностранные компании привозили сюда новейшие технические ноу-хау, а также вкладывали полученную здесь прибыль в иранскую экономику, а не вывозили ее из страны.
Такой подход может не понравиться фирмам, которые хотят защитить свою интеллектуальную собственность или же предпочитают вывозить полученную в Иране прибыль за пределы страны.
Авиация
Европейский концерн Airbus уже получил заказ на производство 114 самолетов от государственного авиаперевозчика "Иран Эйр". Судя по всему, это далеко не последний заказ. По сообщениям в иранских СМИ, в течение ближайших десяти лет Ирану может потребоваться почти 600 самолетов.
Однако компании Airbus может составить конкуренцию Boeing. Это одна из немногих американских фирм, которой будет позволено вести бизнес с Ираном.
Вполне возможно, что Boeing выиграет заказ Тегерана на поставки узкофюзеляжного турбовентиляторного Boeing 737 – самого массового пассажирского самолета за всю историю пассажирского авиастроения, а также Boeing 777 – широкофюзеляжного пассажирского самолета для дальних рейсов.
Однако в настоящий момент представители Boeing предпочитают проявлять сдержанность. "Есть много шагов, которые необходимо предпринять, если мы вдруг решим продавать самолеты иранским авиалиниям. Пока же мы продолжаем изучать ситуацию", - говорится в заявлении компании.
Сейчас основным транспортным узлом для международных и внутренних рейсов является Тегеран.
По мнению экспертов, аэропорты в разных регионах Ирана нуждаются в модернизации, будь это второй по величине город страны – Машхад на северо-востоке, популярный среди туристов Шираз на юго-западе или же важный промышленный город Исфахан в центре Ирана.
Нефть
По нефтяным запасам Иран занимает четвертое место в мире, здесь есть где развернуться нефтяным компаниям.
Французская Total, деятельность которой в Иране имеет давнюю историю, заявила о своем стремлении вернуться к работе в этой стране.
Итальянская Eni была до введения санкций одним из крупнейших покупателей иранской нефти. По словам исполнительного директора этой компании, чтобы стать крупнейшим поставщиком нефти, Ирану нужно инвестировать в свой энергетический сектор 150 млрд долларов, на это может уйти 4-5 лет.
Норвежская Statoil заявила, что она открыта для новых возможностей в Иране.
У англо-голландского гиганта Shell был оффшорный нефтяной проект в Иране, однако сейчас ее представители говорят, что о новых инвестициях в Иран говорить пока еще слишком рано.
"Мы по-прежнему заинтересованы в изучении той роли, которую Shell может сыграть в развитии энергетического потенциала Ирана в рамках действующего законодательства", - говорится в заявлении компании.
К объемам запасов иранской нефти прибавляется еще одно преимущество – низкая стоимость ее добычи и производства, что является важным фактором на фоне нынешних цен на нефть, падающих с 2014 года.
Однако из-за недостатка инвестиций добыча нефти уменьшалась и составила в 2015 году 2,9 млн баррелей в день. По данным ОПЕК, в 2010 году этот показатель составлял 3,7 млн баррелей в день.
Как говорит консультант в сфере энергетики Манучехр Такин, иранское правительство предпринимает шаги для улучшения инвестиционного климата для иностранных компаний. По его словам, Тегеран представит все подробности на конференции в Лондоне в феврале.
Газ
Большая часть супергигантского нефтегазового месторождения Южный Парс залегает в иранских территориальных водах. Газовый сектор Ирана, как и нефтяной, нуждается в значительных инвестициях.
К тому же газ гораздо труднее экспортировать, чем нефть.
Ирану придется делать выбор: возобновить усилия по производству сжиженного природного газа (СПГ), который можно отгружать за рубеж, либо строить газопроводы.
У Ирана были контракты с Shell, испанской Repsol и французской Total на строительство трех заводов по производству СПГ, однако все они не были реализованы. Пока не ясно, вспомнят ли о них сейчас.
Тем не менее, немецкий газовый гигант Linde уже проявил интерес к иранскому сектору СПГ.
До введения санкций Иран рассматривал возможность строительства газовых веток в Европу, Индию, Сирию и Турцию, однако работа над этими проектами так и не была завершена.
Участвовать в возрождении этих многообещающих планов весьма хотели бы европейские и азиатские фирмы.
Туризм
В октябре прошлого года иранский вице-президент по туризму Масуд Солтанифар сказал агентству Ассошиэйтед пресс, что в результате снятия санкций он ожидает начала "туристического цунами" в стране.
С такими туристическими жемчужинами как древние города Персеполь, Шираз и Исфахан Иран действительно имеет огромный потенциал в этой сфере.
В 2014 году Иран посетили более пяти миллионов туристов, что принесло в казну около 7,5 млрд долларов. Однако, по оценкам Масуда Солтанифара, Иран ставит своей целью к 2025 году привлекать в страну ежегодно до 20 миллионов туристов, которые будут приносить в иранский бюджет до 30 млрд долларов в год.
"Вот это цифра!" - говорит основатель издательского дома Lonely Planet Тони Уиллер, который не раз бывал в Иране. Он также отмечает, что Таиланд, имеющий довольно развитую индустрию туризма, привлекает 20 миллионов туристов в год.
Тем не менее, Тони Уиллер напоминает и о примере Мьянмы (Бирмы), где политика открытых дверей для иностранных инвесторов привела к ошеломительному росту числа туристов. Такое же может случиться и в Иране, говорит он.
Иран уже сейчас является популярным местом посещения паломников-шиитов, которые ежегодно составляют значительную долю приезжих.
Но, по словам эксперта по туризму Саймона Колдера, в Иран поедут не все туристы. Как и другие страны Ближнего Востока, исламский Иран воспринимается как довольно опасное место для иностранцев. К тому же, пыл некоторых потенциальных туристов может охладить довольно скудный ассортимент алкогольных напитков в стране.
Другая проблема - нехватка гостиничных мест, но международные гостиничные сети уже внимательно изучают возможность инвестиций в иранский рынок.
Французская сеть AccorHotels, владеющая брендами Novotel и Ibis, уже открыла два новых отеля в Тегеране. Без сомнения, за ней последуют другие.
Горнодобывающий сектор и металлургия
Иран имеет значительные залежи цинка, меди, железной руды, серебра и марганца.
Хотя цены на сырьевые товары упали, международные фирмы изучают перспективы вкладов в горнодобывающий сектор.
Индийская национальная компания Nalco рассматривает возможность инвестирования 2 млрд долларов в строительство алюминиевого завода в Иране. Другие компании, несомненно, тоже не захотят упустить новые возможности, открывающиеся здесь после снятия санкций.
Источник: ввс