Почему экономика Казахстана должна быть многовекторной

Страны, входящие в орбиту нового Шелкового пути, не должны служить лишь для транзита китайских товаров, а должны иметь взаимовыгодные договоры о сотрудничестве:

Кажется, Астанинский экономический форум нащупал свой формат – в этом году все обсуждаемые темы имели непосредственное отношение к состоянию дел в Казахстане, и именно это сделало его более цельным и интересным для большинства участников.

Примечательно, что в период, когда во многих странах мира нарастают антиглобалистские тенденции, Казахстан намерен углублять свою интеграцию в мировую экономику. Министр национальной экономики Тимур Сулейменов накануне на встрече с журналистами объяснил, что для не имеющей выхода к морю страны с населением в 18 млн человек, со слабо диверсифицированной экономикой деглобализация была бы катастрофична.

Европейский вектор, несмотря на то, что основной партнер по ЕАЭС - Россия остается под санкциями, не теряет актуальности и даже активизируется. На панельной сессии «Запуск второй фазы комплексного странового обзора» вице-министр экономики Мадина Абылкасымоваподчеркнула, что для Казахстана сотрудничество с ОЭСР (OECD – международная экономическая организация развитых, в основном европейских, стран) является стратегическим приоритетом. Первая фаза обзора была презентована в 2016, вторая направлена на проведение системного анализа и выработку рекомендаций по таким направлениям, как диверсификация экономики, мобилизация финансового сектора, эффективное экологическое регулирование и сокращение роли государства через механизм приватизации. С 2013 Казахстан – сопредседатель Центрально-Азиатской инициативы Евразийской программы конкурентоспособности ОЭСР и первая страна – не член организации, вошедшая в состав управляющего органа. Накануне АЭФ Казахстан стал также членом комитета по инвестициям ОЭСР (для многих инвесторов признание комитета по инвестициям ОЭСР является решающим показателем при выборе страны для сотрудничества). В ходе форума стало также известно, что Казахстан присоединился к декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях.

Не менее, а, может, даже более значимым в плане диверсификации экономики и экспорта является для Казахстана китайская программа «Один пояс – один путь». В ходе сессии «Новый этап для глобализации: инициатива Шелкового пути для международного сотрудничества» эксперты отметили, что товарооборот между Китаем и странами на Шелковом пути может достигнуть $2,5 трлн. По сути, это новая модель глобализации, но не конфронтационная, поскольку без политической поддержки реализовать ее невозможно, считает управляющий директор по странам и секторам экономики ЕБРР Маттиа Романи.

По мнению вице-президента Азиатского банка развития Венчай Жанг,страны, входящие в орбиту нового Шелкового пути, не должны служить лишь для транзита китайских товаров, а должны иметь взаимовыгодные договоры о сотрудничестве:

- Речь идет обо всех странах, расположенных по Шелковому пути, – ни одна страна, даже самая большая, в одиночку не сможет справиться с таким проектом. Нам нужно сотрудничество всех заинтересованных сторон.

Глава АБР полагает, что при этом должна быть хорошая координация усилий с использованием как двусторонних, так и многосторонних договоров.

- Казахстан должен капитализировать свое выгодное положение – 11 место по запасам сырой нефти, 18 – по газу, 8 – по запасам угля. Если страна будет правильно реинвестировать капитал, получаемый от продажи ресурсов, то это генерирует будущий рост и доходы, – считает генсек Китайского комитета по энергетическому фонду Патрик Хо.

По его мнению, географическое положение Казахстана оказалось крайне выгодным для программы «Один пояс – один путь», что потенциально позволяет стране стать транспортно-логистическим и финансовым хабом в регионе, мостом между Европой и Азией.

Основатель Форума развивающихся рынков Хариндер Коли в целом видит Азию основным рынком будущего:

- К 2050 году, по нашему мнению, три из четырех крупнейших экономик мира будут находиться в Азии. Не знаю, в каком порядке, но это Китай, Индия и Япония и, возможно, США. 50% мировой экономики совсем рядом, это очень большой рынок для Казахстана и это то, над чем нужно работать. Также стоит обратить внимание на Индонезию и Вьетнам. Инициатива «Один пояс – один путь» в этом плане – долгосрочный стратегический план.

Как отметил на сессии «Улучшение инвестиционного климата Казахстана и повышение международной конкурентоспособности ЦА» министр ЕЭК по экономике и финансовой политике Тимур Жаксылыков, по результатам исследования ЮНКТАД и Всемирного банка, порядка 80% мирового промышленного потенциала сосредоточены в прибрежных зонах. В такой ситуации Казахстану, равно как и другим центральноазиатским странам, удаленным от мирового океана, следует интегрироваться для введения сквозных тарифов и понижающих коэффициентов на международные перевозки.

- Это позволит получить доступ к более крупным рынкам, – сказал он. – Региональная интеграция способна дать ответ на часть вопросов, которые возникают в связи с необходимостью стран решить проблему повышения своей глобальной конкурентоспособности.

Однако по мнению главы Евразийского банка развития Дмитрия Панкина, ресурсов стран Центральной Азии – около 70 млн человек и $2,7 млрд ВВП – недостаточно для серьезной интеграции. На его взгляд, странам ЦА следует взять курс на сотрудничество с Россией и Ближним Востоком.

- Россия – это старые связи советского периода, общая культура, общие связи, и это достаточно сильная причина интеграции. Необходимо найти баланс между Россией, Турцией, Китаем и другими странами, – считает он. 

На форуме New Silk Way выяснилось, что уже сейчас растет роль транспорта и логистики в экономике Казахстана.

- Сегодня объем транспортных услуг в ВВП составляет порядка 8%, и мы видим, что рост продолжается, – отмечает министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.

За последние 10 лет в транспортную инфраструктуру было вложено около $26 млрд, до 2020 года будет инвестировано еще порядка 11 млрд. По итогам четырех месяцев 2017 транзитный контейнерный поток из Китая через Казахстан увеличился почти в 2,6 раза.

Успехи Казахстана в транзите отметил и председатель совета директоров DP World Султан Ахмед Бин Сулайем:

- Теперь очень ценится время. И Казахстан сегодня, по сути, продает время, отправляя груз по железной дороге в течение 15 дней, в то время как раньше это занимало 47 дней. Такие показатели очень важны.

Казахстану следует воспользоваться потребностью Китая в транзите и удешевлении производства, полагает эксперт.

- Китай сейчас предпринимает меры для переноса производственных мощностей ближе к Казахстану и в Казахстан – они хотят быть ближе к Европе, поскольку от Хоргоса туда груз доставляется за неделю. Так, Китай снижает стоимость транспортировки, а также стоимость производства. Мы уверены, что это будет преимуществом для Казахстана, – подчеркнул глава DP World.

АЭФ также становится международной экспертной площадкой центральноазиатской интеграции. В рамках форума была проведена отдельная сессия «Общее экономическое процветание Центральной Азии: стратегия ЦАРЭС-2030». Первый вице-министр национальной экономики РК Руслан Даленов заявил, что страны ЦА стоят на пороге разработки новой стратегии ЦАРЭС до 2030:

- Возникли новые международные финансовые институты, которые влияют на наш регион. На мой взгляд, стратегии нужно расширение секторов, отраслей, установленные целевые индикаторы, а также, возможно, упростить механизм принятия решений.

Материал Forbes Казахстан

Share post:
Main news
Europe
Russia Violates the Geneva Conventions. Executions and Torture of Ukrainian Prisoners of War
Ukraine
MAIN POSITIONS OF INFORMATION RESPONSE EXPLAINING COMPLEX THINGS IN SIMPLE WORDS
Ukraine
Finnish businesses to join Ukraine’s reconstruction efforts
Finnish businesses to join Ukraine’s reconstruction efforts
Look for us on Facebook
Look for us on Twitter

© Ukraine in Arabic, 2018. All Rights Reserved.