"Турецкий поток" приостановлен и Москве придется договориться с Киевом
Перед российским концерном "Газпром" стоит сложный выбор. Компания хочет отказаться от транспортировки газа через Украину, так как Киев может поднять цену на транзит в два раза. По словам главы компании Алексея Миллера, "невыгодный" транзит удастся исключить за счет "Турецкого потока" и "Северного потока-2", однако оба проекта под угрозой срыва.
Кремль хочет отказаться от транзитных услуг Украины уже несколько лет. Еще в 2007 году была задумана стройка века – газопровод "Южный поток" стоимостью почти в 24 млрд евро. Трубу мощностью 63 млрд кубометров топлива в год планировалось проложить из Анапского района до болгарского берега по дну Черного моря. Газопровод собирались проложить по территории Болгарии, Сербии, Словении, Венгрии, Италии, Австрии. Также планировалось сделать ответвление на Хорватию.
В 2011 году появились первые комментарии еврочиновников о том, что России лучше вложить средства в модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС) и отказаться от "Южного потока". Тогда же в Москве впервые пригрозили свернуть проект.
В первой половине 2014 года на фоне санкций за аннексию Крыма власти ЕС приостановили переговоры по "Южному потоку". Летом 2014 года Болгария дважды приостанавливала работы по проекту.
Наконец, 1 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия отказывается от строительства газопровода из-за позиции Еврокомиссии. Глава государства также сообщил, что вместо "Южного потока" Россия построит "Турецкий поток".
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что планы строительства этого газопровода так и остались планами. "Это не проект, это одно заявление президента Путина, сделанное 1 декабря прошлого года. Это было полным сюрпризом для "Газпрома", для всех обозревателей и для Турции. С тех пор реальных переговоров по этому проекту не было. У Турции нет никакого представления о ее роли в этом проекте, они уже несколько раз запрашивали у России информацию по этому вопросу и не получили внятного ответа", – отмечает Крутихин.
Для нового проекта решили использовать инфраструктуру, которая строилась для "Южного потока" – таким образом создавалась иллюзия, что отказ от газопровода России ничего не стоил. Газета "Ведомости" оценивала, что потери "Газпрома" только на трубах, которые оказались не востребованы, могли составить 18 млрд руб. (около 268 млн долл.).
Для реализации нового проекта не нужно получать разрешение Еврокомиссии, достаточно договориться с Турцией. Трубопровод мощностью 63 млрд кубометров топлива в год планировалось дотянуть до турецко-греческой границы и устроить там газовый хаб, из которого, как предполагал "Газпром", европейские потребители смогут забирать топливо. Стоимость проекта оценивалась в 11,4 млрд евро. Концерн планировал начать поставки уже в декабре 2016 года.
Строительство "Турецкого потока" сразу не задалось. Начать работы никак не получалось из-за отсутствия межправительственных соглашений с Турцией. Летом стало известно, что вместо четырех веток будут строить две: мощность трубопровода, соответственно, сократится вдвое – до 31,5 млрд кубометров. Отсрочка объяснялась тем, что в Москве сначала ждали результатов июньских парламентских выборов в Турции. После голосования должно быть сформировано правительство, с которым и надо договариваться, объясняли в Москве. В результате выборов правящая партия утратила большинство в парламенте. Сформировать коалицию не удалось, и на ноябрь были назначены новые выборы.
Михаил Крутихин считает, что ситуация с выборами в тот момент никакого значения для проекта не имела. "На уровне самого "Газпрома" уже прошло полное закрытие всех работ: перестали строить на территории России газопроводы, ведущие к Черному морю, отказались от аренды судов, которые могли бы укладывать трубы в море, остановили тендеры на контракты по этому проекту. То есть проект не существует. Все ссылки на то, что его реализация задерживается из-за отсутствия политической определенности в Турции, из-за отсутствия какого-то – непонятно зачем нужного – межправительственного соглашения, – это все отговорки. Просто проекта нет", – говорит эксперт.
Если у кого-то и оставались надежды на реализацию "Турецкого потока", то они окончательно исчезли после инцидента 24 ноября. В этот день турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24 на границе с Сирией. В Анкаре утверждают, что самолет нарушил воздушное пространство Турции. Москва настаивает, что бомбардировщик не покидал воздушного пространства Сирии.
Путин назвал действия Турции "ударом в спину". Происшествие резко ухудшило отношения между двумя странами.
Путин принял указ о введении ограничительных мер в отношении Турции, согласно которому запрещается ввоз в Россию отдельных турецких товаров. Глава минэкономразвития Алексей Улюкаев впоследствии сообщил, что санкции не затронули крупные инвестпроекты, такие, как "Турецкий поток".
Тем не менее сразу несколько изданий сообщили со ссылкой на собственные источники, что переговоры по строительству газопровода приостановлены. Неназванный источник, близкий к "Газпрому", сказал агентству Рейтер, что концерн ждет решения Путина, который может объявить о заморозке проекта.
Потеря "Турецкого потока" не была бы критической, если бы Россия не отказалась от планов исключить территорию Украины из транзитных маршрутов. В "Газпроме" объясняют, что сейчас Киев просит 2,7 долларов за транзит тысячи кубометров на 100 километров, а в будущем планирует повысить тариф в два раза, что категорически не устраивает Москву.
Контракт на транспортировку топлива с Киевом заключен до 2019 года. Минувшей весной Миллер утверждал, что Россия не планирует продлевать контракт и транзит через Украину будет прекращен. Тем не менее в конце октября стало известно, что Путин поручил провести переговоры о продлении транзита после 2019 года.
Альтернативой украинскому маршруту должно стать расширение "Северного потока". На Петербургском экономическом форуме Миллер заявил, что из России в Германию по дну Балтийского моря планируется протянуть третью и четвертую нитки газопровода "Северный поток-2".
Этот проект экономически оправдан, но в Европе против него есть политические возражения, считают эксперты. "Не коммерческие, не логистические, не технические [возражения] – чистая политика. В Европе некоторые страны опасаются, что если "Газпром" расширит поставки газа через Балтийское море, то у него будет возможность отказаться от части поставок газа транзитом через украинскую территорию. То есть это забота об украинском бюджете и положении Украины", – говорит партнер RusЕnergy Михаил Крутихин.
С ним соглашается аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук: "С экономической точки зрения ЕС и компании, участвующие в проекте [Северный поток-2], конечно должны его поддерживать. Он дает гарантию окупаемости инвестиций, так как "Газпром" фиксирует в контрактах условие "supply or pay". Но с политической точки зрения ЕС поддерживает сохранение транзита через Украину. Довольно трудно сказать, какая сторона в решении ЕС перевесит. Учитывая судьбу "Южного потока", полагаю, что вероятность запрета на второй "Северный поток" велика".
Власти ЕС действительно высказывались против расширения "Северного потока". Ранее еврокомиссар по вопросам климата и энергетики Мигель Ариас Каньете поставил под вопрос соответствие проекта принципам европейской энергетической безопасности. Девять стран бывшего социалистического блока написали письмо главе Еврокомиссии Дональду Туску, в котором усомнились, что строительство новых веток газопровода отвечает интересам ЕС, писалагазета Financial Times.
Но даже если "Газпрому" удастся уговорить Европу на расширение "Северного потока", уложить новые трубы до конца 2019 года "Газпром" не успеет, считает Михаил Крутихин. "А если и успеет проложить трубу, то не успеет заручиться доверием и контрактами европейских трейдеров, которые будут покупать газ по новому маршруту. И Германия, и некоторые трейдеры в Германии чрезвычайно заинтересованы в приобретении этого топлива, поскольку у них есть надежда, что "Газпром" будет поставлять газ на новых коммерческих условиях, которые будут значительно выгоднее тех, что сейчас прописаны в долгосрочных контрактах. Поэтому здесь, возможно, есть коммерческая заинтересованнность", – говорит эксперт.
Андрей Полищук добавляет, что российскому концерну придется договариваться с Украиной. "Транзит через Украину остается самым дешевым способом поставки российского газа в Европу. Если конкуренция на европейском газовом рынке будет усиливаться, то этот маршрут будет лучшим вариантом в конкурентной борьбе", – считает аналитик. В таком случае предложение Путина провести переговоры о продлении транзита после 2019 года окажется весьма кстати.
Источник: ввс