Станет ли федерализация спасительным решением для Йемена?
Политическая и общественная жизнь в Йемене претерпела кардинальные изменения после усиления шиитского клана хуситов, вставшего в середине 2000-х во главе политического движения «Ансар Аллах»-«Сподвижники Аллаха». Отныне северная часть страны бунтует и воюет с некогда легитимным президентом, за спиной у которого сильная Саудовская Аравия.
Произошло это в середине 2014 года, когда хуситы под лозунгом борьбы против повышения цен на нефтепродукты и ликвидации коррупции в правительстве подняли на борьбу и повели за собой десятки тысяч вооруженных соплеменников из провинции Саада, расположенной на самом севере Йемена, и уже в сентябре захватили столицу страны Сану и все прилегающие к столице провинции. Хуситы отправили в отставку правительство, арестовав некоторых министров. Успех хуситов оказался столь ошеломляющим, что даже президент Абд Раббо Мансур Хади, несмотря на все свои ухищрения и политические маневры, в январе 2015 года был вынужден уйти в отставку. Хотя через несколько дней отозвал свое заявление и формально сохранил свой пост, но лишился столицы, правительства, армии, центрального банка и всех прочих регалий президентской власти. От окончательного падения его спасла только поддержка Королевства Саудовская Аравия, где после бегства из Саны он проводил большую часть времени, пытаясь сформировать новое правительство.
Начатая в марте 2015 г. Саудовской Аравией во главе с межарабской коалицией военно-воздушная операция «Буря решимости» и действия остатков йеменской армии, дислоцированной в южных провинциях, с участием южнойеменского народного ополчения позволили отбросить военные отряды хуситов от южной столицы Йемена Адена и вернуть под контроль президента Хади и наземных межарабских оккупационных сил практически весь Южный Йемен по линии городов Мариб – Рада – Лахдж. Но к осени 2015 года линия соприкосновения враждующих сил практически стабилизировалась. На ней происходят мелкие боестолкновения по всей линии фронта, а саудовская авиация продолжает наносить точечные авиаудары по Сане и другим крупным городам, включая Таиз, Амран, Сааду и др. Самой резонансной оказалась саудовская авиаатака на Сану 8 октября 2016 г. во время траурного мероприятия по случаю похорон отца министра внутренних дел правительства хуситов. В результате пострадало более 500 чел., около 150 погибли, включая мэра Саны Абдулкадера Хилала.
Двоевластие
К концу 2016 года в Йемене сложилась ситуация перманентного двоевластия. С одной стороны, все мировое сообщество признает только действующего президента Хади и его правительство, которые объявили Аден «временной столицей страны». Президент даже формально перевел в Аден Центробанк, назначив нового управляющего. Хотя под контролем Хади находится большая часть территории Йемена, которая до объединения называлась Южным Йеменом, но фактически он уже не является всенародно избранным руководителем всего Йемена, особенно северного, а воспринимается как представитель марионеточного правительства, поставленного Саудовской Аравии и финансируемого этим Королевством.
Северная часть страны находится практически полностью под контролем шиитов-хуситов, которые объединились с силами экс-президента Али Абдаллаха Салеха, включая его партию Всеобщий народный конгресс в парламенте, обладающую большинством мест, а также часть армии и других силовых подразделений, которые сохранили верность прежнему режиму в Йемене, даже после событий 2011 г., когда Салех был отстранен от президента. Многие арабские источники говорят о том, что хуситы пользуются поддержкой Ирана, но никаких реальных политических действий за этой поддержкой не видно. Формально во главе власти на севере находится Высший политический совет и его председатель Салех ас-Саммад.
Фактически Йемен разделен на две половины и в экономическом плане. В целом, все жители страны переживают самый тяжелый этап своего существования. Йемен всегда относился к категории самых бедных стран мира, но сейчас уже более 85% жителей остались за чертой нищеты, не имея достаточно продовольствия, необходимого медобслуживания, возможностей образования. Поэтому перед любой властью будет стоять вопрос, как обеспечить людей самым необходимым?
Федерализм как спасение
Совершенно очевидно, что при нынешнем состоянии дел сохранить единый Йемен практически невозможно. Идет реальная война, участниками которой являются не только граждане этой некогда единой страны, но и соседние арабские страны. Любые попытки посадить противоборствующие стороны за стол переговоров и обсудить возможность создания правительства национального согласия на паритетной основе оказались безуспешными, в чем окончательно признался спецпосланник ООН Ибрахим Ульд аш-Шейх. В нынешней ситуации самым объективным решением остается установления мира через признание того, что страна реально разделена, а каждая из ее частей готова жить самостоятельно. Для этого есть уже и политические, и экономические, и даже конфессиональные предпосылки. Во главе Северного Йемена в течение многих столетий вплоть до 1962 г. стояли правители шииты-зейдиты, и теперь они возвращаются к власти, а мусульмане Южного Йемена в своей массе являются суннитами и готовы признать правительство, финансируемое суннитской Саудовской Аравией.
Если мировое сообщество реально стремится к установлению мира в этой многострадальной стране, единственным путем спасения остается возвращение к границам двух Йеменов, существовавших до 1990 г., прекращение авиабомбардировок и заключение перемирия между двумя йеменским враждующими силами – хуситами и президентом Хади. Совершенно очевидно, что это возможно лишь при участии Совбеза ООН и решительной воли ряда крупных политических игроков, включая США, РФ, Иран и Саудовскую Аравию. Однако все они сейчас заняты сирийским вопросом, и вряд ли руки у них дойдут до Йемена. Конфликт в этом случае будет тлеть еще не один месяц, а, может быть, и не один год.
Материал Марата Муртазина. Портал infox.ru.