В чем секрет успеха курдов в борьбе с ИГ?
К концу 2016 года из четырех активных наземных операций против ИГИЛ успешно продвигается лишь одна — курдские отряды наступают на Ракку. Успеху других операций мешает недостаток сил
К концу декабря курдские отряды при поддержке сирийской оппозиции продолжают занимать территории на северном берегу реки Евфрат, готовясь к наступлению на «столицу «Исламского государства» (ИГИЛ, запрещенная в России террористическая организация) — город Ракку. Операции Турции и правительственных войск в Сирии буксуют, застопорилась операция иракских войск против ИГИЛ в Мосуле.
Курды идут на Ракку
Операция по захвату Ракки под кодовым наименованием «Гнев Евфрата» стартовала в начале ноября. Основной ударной силой стали так называемые «Демократические силы Сирии» (SDF) — группировка, состоящая из отрядов сирийских курдов и сирийской оппозиции. Первый месяц операции отряды SDF пытались совершить прорыв на Ракку с севера вдоль дороги, ведущей прямо в город, — в самом узком месте от линии фронта до «столицы» ИГИЛ было около 40 км. Несмотря на поддержку со стороны американской и французской авиации, бойцы SDF достигли лишь ограниченного успеха и с 10 декабря начали «вторую фазу» операции: освобождение районов к западу от Ракки.
По словам командиров SDF, которые приводит прокурдское агентство AraNews, «вторая фаза» операции имеет две задачи: занять плотину Эс-Саура и окружить Ракку с запада. Плотина была сооружена в начале 1970-х годов при поддержке советских инженеров. В результате на Евфрате появилось водохранилище Эль-Асад, самое крупное озеро в Сирии и важнейший узел водоснабжения северных районов страны, включая Алеппо.
К началу операции SDF состояла более чем из 30 тыс. бойцов (по данным Сирийского центра мониторинга прав человека), которым в Ракке противостояло около 2 тыс. боевиков ИГИЛ (по данным «Голоса Америки» со ссылкой на чиновников Вашингтона).
Сколько солдат из 30 тыс. были задействованы в наступлении на западе от Ракки, не сообщается, однако силы SDF продвигались достаточно быстро и за восемь дней вышли к берегу озера Эль-Асад. К 21 декабря (за десять суток операции) отряды SDF освободили к западу от Ракки свыше 1,3 тыс. кв. км территории и заняли 97 населенных пунктов. В итоге они заняли весь северный берег водохранилища, находясь в нескольких километрах от плотины Эс-Саура.
Потери Асада и Турции
Операции других сил против боевиков ИГИЛ не являются настолько успешными, как «Гнев Евфрата». Например, западнее озера Эль-Асад турецкие войска уже более месяца не могут отбить у исламистов город Эль-Баб. Это опорный пункт ИГИЛ в регионе, взятие его Анкара называла одной из целей своей операции «Щит Евфрата». Турецкая армия подошла вплотную к городу еще 14 ноября, с тех пор ей так и не удалось овладеть хотя бы одним из его районов.
21 декабря Турция понесла самые серьезные потери за все время ведения операции: в районе Эль-Баба были убиты 14 военнослужащих. Всего турецкая армия, по официальным данным, с начала операции в августе потеряла 33 человека.
Продвижение турецких войск и операция SDF косвенно связаны между собой. С одной стороны, и те и другие являются союзниками США, а Вашингтон заинтересован в максимально эффективном и согласованном ведении обеих кампаний. С другой стороны, Анкара, будучи формально на одной стороне с курдами, уже выполнила свою главную задачу — разделение захваченных курдами земель на севере Сирии, объясняет Леонид Исаев, старший преподаватель НИУ ВШЭ. Захват Эль-Баба турецкими силами все же состоится, но вглубь сирийской территории, в сторону Ракки, они не пойдут, прогнозирует Исаев.
Войска же сирийского правительства в начале декабря за несколько дней потеряли Пальмиру в ходе масштабного наступления ИГИЛ и были отброшены боевиками более чем на 30 км на запад от этого города. В настоящий момент линия фронта проходит неподалеку от аэродрома Тияс (старейшей и крупнейшей базы ВВС в Сирии), который правительственная армия обороняет уже около двух недель.
Кроме того, 22 декабря йеменское агентство Al-Masdar News сообщило, что боевики ИГИЛ начали «массированное наступление» на Дейр-эз-Зор. Город частично занят правительственными войсками и является их анклавом в тылу занятой ИГИЛ территории. Связь с ним поддерживается авиамостом через расположенный поблизости аэродром. Размеры атакующей группировки пока неизвестны.
Замедление в Мосуле
Четвертое направление атаки на ИГИЛ — иракский Мосул. Операция по освобождению от боевиков «иракской столицы ИГИЛ» началась еще в середине октября, проводит ее коалиция в составе иракской армии и спецназа (CTS), военных подразделений Иракского Курдистана и шиитских ополченцев, поддержку оказывает коалиция во главе с США. К 31 октября часть войск достигла восточных кварталов города, а другая группировка обходила Мосул с востока, и к 23 ноября город и прилегающая территория оказались окружены, после чего начались городские бои.
Однако с началом городских боев продвижение войск коалиции замедлилось. Иракские войска не отчитываются о своих потерях, и эксперты предполагают, что торможение операции связано с большим числом убитых и раненых солдат коалиции. Так, 15 декабря издание Politiсо со ссылкой на Пентагон (который проводит авиаудары по Мосулу и сотрудничает с Багдадом по техническим вопросам) сообщило, что в «Золотой дивизии», одном из элитных отрядов иракского спецназа, потери составляют уже 50%. По данным Politico, всего в дивизии было 10 тыс. человек. Однако, по словам ее командира Фазиля Барвана, в операции в Мосуле участвовали только два из десяти полков дивизии — около 2 тыс. человек. О потерях он не сообщал.
Ссылаясь на эти данные, аналитики Institute for the Study of War предупреждают, что отрядам CTS понадобится время, чтобы произвести перегруппировку и пополнение. За этот период армейские подразделения к западу от Мосула смогут закрепить свои позиции и двинуться к центру города с противоположной стороны. В то же время 21 декабря командир «Золотой дивизии» Барван заявил в интервью курдскому агентству Rudaw, что город будет полностью освобожден «примерно за два месяца»
Источник: РБК.