Представитель команды Рамзана Кадырова: «Сегодня Чеченская Республика – один из лидирующих субъектов Российской Федерации в своем развитии»

По завершению международного фестиваля украинско-чеченской дружбы «От Днепра до Терека», первый заместитель директора Департамента внешних связей Главы и Правительства Чеченской Республики Юсуп Зубайраев рассказал ИП «Украина по-арабски» о политической и экономической

По завершению международного фестиваля украинско-чеченской дружбы «От Днепра до Терека», первый заместитель директора Департамента внешних связей Главы и Правительства Чеченской Республики Юсуп Зубайраев рассказал ИП «Украина по-арабски» о политической и экономической обстановке в Чечне, деятельности чеченской диаспоры в Украине и взаимоотношении между двумя народами, а также о своем отношении к «Арабской весне» и многом другом:

 

- Какая на сегодняшний день экономическая и политическая обстановка в Чеченской Республике (ЧР)?

 

На сегодняшний день ЧР - самая органично развивающаяся республика из республик Российской Федерации. В экономическом плане, культурном плане и во всех отношениях. Без преувеличения сегодня ЧР – один из лидирующих субъектов Российской Федерации в своем развитии. Мы перешли от этапа восстановления к этапу активного развития во всех отношениях: экономических, научно-технических, культурных и т. д.

 

- Полностью ли ЧР оправилась после войны и окончательно ли восстановлена?

 

В ЧР на сегодняшний день не осталось следов войны, но, тем не менее, сегодня идет процесс реконструкции некоторых районов. Грозный полностью восстановлен, но есть еще старое ветхое жилье, которое не совсем комфортно для жителей. Это жилье сегодня или реконструируется, или восстанавливается, или это жилье сносится и на его месте строится новое. В таком контексте следы войны сегодня трудно увидеть. Когда ты едешь по ЧР, то нужно специально искать, где-нибудь в закоулках можно еще найти. Но в основном, скажем для обывателей, следов войны в Чечне не осталось.    

 

- 16 апреля 2009 года был отменен приказ, объявляющий территорию Чечни зоной проведения контртеррористической операции. Во всех ли регионах ЧР сегодня спокойно?

 

Однозначно в этом отношении я могу сказать, что во всех регионах ЧР спокойно. Это подтверждает не один факт, в частности то, что к нам приезжают туристы не только с российских регионов, но и из-за рубежа. Горных района у нас три, это: Шатойский, Веденский и Ножай-Юртовский. Одним из самых сложных был Веденский район, в котором я и проживаю. Я каждое утро в 6 часов утра выезжаю с горного селения, поздно вечером возвращаюсь, абсолютно безопасно и спокойно. Даже никаких намеков на опасность нет. Туристы приезжают, стереотипы разламываются, что в Чечне опасно. В любой регион ЧР можно смело поехать без опасений. Встретить вооруженных людей можно только военных и полицейских, при этом количество их не больше, чем в остальных регионах России.

У нас активно возрождается туристический сектор. Это одно из направлений, на котором акцентируется внимание главы ЧР Рамзана Ахмадовича Кадырова. Я могу сказать с уверенностью, и это весь мир видит, что Чечня сегодня стала такой благодаря его политике, его руководству. Туризм - одно из перспективных направлений. К нам уже приезжают большими группами туристы из-за рубежа. В частности, буквально месяц-полтора назад приезжала группа из 35 человек из Гонконга. Из регионов приезжают большими группами, небольшими группами приезжают из Европы, Америки.  В Чечне можно увидеть природу, которая заряжает туристов своей неимоверной энергией, особенно в высокогорных районах, где природа у нас очень живописная. Это и жемчужина Северного Кавказа – высокогорное озеро Кезенойам, и многоцелевой горнолыжный курорт  «Ведучи». Также в ЧР есть памятники старины – многовековые башни, сторожевые башни. Есть известные еще с советских времен оздоровительные минеральные и сероводородные источники. У нас активно развивается экологический, конный, горнолыжный туризм.

- Как Вы оцениваете недавно прошедшие региональные парламентские выборы в Чечне - первые выборы после отмены режима контртеррористической операции в республике?

 

Готовились к этим выборам основательно. Выборы прошли на очень демократическом уровне, честные и прозрачные. Они были под контролем правительства ЧР, активность была очень высокая. Я лично отношусь к выборам очень скрупулезно, и я прочувствовал, что люди шли с желанием, с чувством гражданской ответственности с раннего утра до позднего вечера.

 

- Лидер чеченской диаспоры Данил Османович заявлял о том, что у чеченского народа большие планы относительно Украины. Вы не могли бы уточнить какие именно?

 

У нас исторически давние дружественные отношения с украинским народом. Если взять пример из истории, в прошлом столетии, когда был голодомор в Украине, к нам в ЧР привезли много украинских детей. Я уже в зрелом возрасте узнал, что наша дальняя родственница была родом из Украины. Ее приютили, когда она была еще совсем маленькая.

Теплое отношение к чеченцам со стороны украинцев я ощутил на себе, когда учился, работал и жил в Сирии. Волей судьбы я познакомился с представителями дипломатического корпуса посольства Украины в Сирии. Я могу сказать очень теплые слова в адрес тех людей, с кем я встретился, подружился. Это очень доброжелательные и хорошие люди.

Относительно планов в Украине. Укрепление или возобновление того, что было несколько утеряно за последние годы. Нашу делегацию очень тепло встретил украинский народ. И чеченцы также тепло и дружественно относятся к украинцам, которые приезжают в ЧР. В наших планах укрепление этих связей, и не только на уровне дружественных, но и в экономических, научно-технических, культурных отношениях. Это и обмен студентами, и обмен культурными программами,  в экономическом вопросе у нас тоже есть взаимовыгодные интересы.

 

- Как Вы считаете, не повлияет ли напряженность в отношениях между Россией и Украиной на узы дружбы между ЧР и Украиной?

 

Разные были ситуации в истории отношений между Украиной и Россией, но тем не менее, теплые и дружественные отношения между народами всегда оставались и остаются. Главное оставаться людьми, независимо от того, в какую сторону поворачивается политика. Я больше, чем уверен, что мудрость российских и украинских политиков будет преобладать, и они будут смотреть на чувства людей. На сегодня я не думаю, что будет что-то кардинально меняться в отношениях, поскольку это бывшие союзные республики, это один менталитет.

 

- Состоялись ли в ходе последнего Вашего визита официальные встречи с представителями украинского государства? С кем именно и каковы результаты?

 

Официальных встреч у нас не было запланировано, и их не было.

 

- Как Вы оцениваете работу диаспоры чеченского народа в Украине? Довольны ли Вы результатами этой работы?

 

Диаспора проделала очень большую, кропотливую и важную работу. И я с уверенностью бы сказал, что многим диаспорам других стран можно приезжать сюда учиться тому, что сделала сегодня чеченская диаспора в Украине. Это, несомненно, очень хороший результат. Та работа, которую они провели и проводят, она нужна и для ЧР и для Украины, и для народов.

 

- Считаете ли Вы, что стереотип о чеченцах у народа Украины за последние годы поменялся?

 

Однозначно поменялся, и поменялся в лучшую сторону. Без сомнений.  Это можно было увидеть по глазам, улыбкам людей, которые приезжали на те, или иные встречи. Это можно было почувствовать от энергии, исходящей от людей, которые пришли на концерт (чеченского государственного ансамбля «Вайнах» в Киеве – Ред.). Они говорили, что уходят с концерта заряженные положительной энергией, они были восхищены и восторженны.

 

- Есть ли в арабских странах чеченские диаспоры? В каких именно странах?

 

Из организованных чеченских диаспор у нас очень сильная и численная диаспора в Иордании, а также есть диаспоры в Сирии и Турции. Небольшое количество чеченцев, но организованной диаспорой назвать сложно, есть в Кувейте, Саудовской Аравии, Ираке…Под руководством главы ЧР, также под активным руководством депутата Государственной Думы Российской Федерации Адама Делимханова проводится развитие связей с выходцами с Северного Кавказа, с Чеченской Республики, находящимися в Палестине и в Израиле. В ближайшее время должно закончиться строительство мечети в Абу-Гоше. Недавно прошли футбольные матчи в Палестине. Активно укрепляются и развиваются отношения между кавказскими диаспорами в этих странах.

 

- Есть ли представители «Братьев мусульман», «Хизбуттахрир» или других последователей мусульманских течений, кроме официальных представителей духовенства, в Чеченской Республике?

 

Слава Всевышнему, благодаря усилиям руководства и личным усилиям главы Республики Рамзана Ахмадовича, на сегодняшний день в ЧР кроме традиционного ислама, течений нет. Это не значит, что их жестко преследуют, это значит, что правильно поставлена политика и правильно поставлено проповедование ислама, правильно выбраны алимы. Из-за этого к великому счастью и к нашей гордости в ЧР нетрадиционных, неправильных течений ислама нет.

 

- Какая официальная позиция ЧР в сирийском вопросе?

 

Поскольку мы прошли примерно такую же ситуацию, и мы на себе испытали все это, мы говорим, что право на решение своих конфликтов, своего самоопределения принадлежит сирийскому народу. Наша позиция такова, что сирийский народ сам вправе определять, кто и как будет управлять страной, без внешнего вмешательства.

 

- Какая официальная позиция ЧР по палестинскому вопросу?

 

Палестинский вопрос очень тонкий и сложный. Это святыня не только мусульман, это святыня всех людей. Это одна из очень важных точек в мире для духовного развития всех верующих людей.

Политика руководства России в отношении арабских стан и исламских вопросов, она основывается на мнении мусульман России. Одно из ключевых моментов, этот вопрос нужно решить мирным путем – это политика руководства ЧР. Мы показываем лояльность религии, поскольку религия ислам не призывает противоборствовать. Само слово «ислам» в арабском языке происходит от «салям», что значит «мир», то есть ислам – религия мира. Сегодня, к примеру, строится мечеть (мечеть в Абу-Гоше – ред.), налаживаются отношения, это политика призыва к диалогу. Политика России в отношении арабских стран основывается на мнении мусульман России.

 

- Как Вы оцениваете события «Арабской весны», уже около трех лет не утихающие на Ближнем Востоке?

 

К сожалению, результаты налицо. Всегда нужно смотреть на результат. Что было и что стало? Египет был процветающей страной, где туристы могли отдыхать и сами граждане жили в безопасности. Что стало? Ливия, тоже самое. Сирия, Ирак, хотя в Ираке проблемы начались раньше, но результат тот же. Демократия! В чем смысл такой демократии, когда человек не видит завтрашнего дня, когда человек засыпая не уверен, что завтра утром проснется, когда человек в любое время не чувствует себя свободным. Нужна ли такая демократия людям? Здесь не нужно быть аналитиком или политологом, все факты налицо – сегодня почти весь Ближний Восток пылаем. Это результат так называемой в кавычках демократии. Однозначно, мое личное отношение к этому всему негативное. Да, должны были быть перемены, потому что если страна развивается и народ развивается, то должны быть перемены. Но не такой же ценой, не такими средствами. Самая демократичная религия, идеология – это ислам, потому что ислам – это религия порядка. Не имея порядка, не будет и демократии.

 

- Недавно представители «Хизбуттахрир» высказывали критику в адрес России о том, что их преследуют, подавляют, арестуют… Они заявляют, что это преследование ислама, это недемократично. Можете ли Вы это прокомментировать?

 

Преследование ислама в той или иной стране – это такая тема, которую те или иные силы раздувают. Смотрите по результатам. Я на сегодняшний день в любой точке РФ могу стать и помолиться, никто мне не помешает. Да люди посмотрят, удивятся, потому что человек молящийся привлекает внимание. Даже если человек крестится, мы обращаем на него внимание. Я могу в центре Москвы стать и помолиться. В аэропортах Москвы есть молельные комнаты. Я однозначно могу сказать, что если человек правильный мусульманин, который молится, постится, придерживается столпов ислама, его никто не преследует. У нас всегда никто не бывает виноватым. Почему не арестовывают простых людей? Если говорят не делать что-то, поскольку это запрещено законом… если ты преступаешь закон, то должны приниматься меры. Не делай то, что запрещено и тебя не будут арестовывать.

 

- В официальной Вашей биографии указано, что Вы довольно долгое время жили и работали на территории Сирийской Арабской Республики. Какие самые яркие воспоминания?

 

Сирия – это одно из самых приятных государств и народов, с которым я сталкивался. Это вторая родина для меня. Люди добродушные, самые теплые впечатления от этой страны. Сирия для меня – это кусок моей лучшей жизни. Я жил в Сирии долгое время и ничего, кроме хорошего сказать не могу. То, что сегодня происходит там… Я очень трепетно и с сожалением отношусь к этому. Я каждый день молю Всевышнего за Сирию и не только за нее. Прожив столько лет в Сирии, я в какой-то мере считаю себя сирийцем и арабом, потому что эта культура мне была настолько приятна, и я настолько комфортно себя чувствовал, что, даже вернувшись к себе на родину, мне приходится адаптироваться.

 

Беседовал: Мохаммад Фараджаллах

 

Источник: ИП «Украина по-арабски»

Поділитися публікацією:
Головні новини
Близький Схід
Число жертв геноциду Ізраїлю в секторі Газа досягло 44 056
Політика
МКС видав ордер на арешт Нетаньяху
Політика
Хезболла та Ліван схвалили проєкт угоди про припинення вогню з Ізраїлем
Шукайте нас на Twitter

© Ukraine in Arabic, 2018. All Rights Reserved.