Потрясения недели: США стали союзниками Турции, в Ливане штурмуют госструктуры и как живет Ливия после смерти Каддафи

Трамп осуществил мечту "друга" Эрдогана, лидер Хезболлы поддержал налог на WhatsApp и Skype, а в Ливии самый влиятельный генерал Хафтар

ЭРДОГАН - ДРУГ АМЕРИКИ

На этой неделе неожиданно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган стал «чертовски хорошим лидером», несмотря на то, что 9 октября развязал новую войну в Сирии и начал бомбить города. «Чертовски хорошим лидером» и даже «другом Америки» -исключительно по словам американского президента Дональда Трампа. «Я просто хочу поблагодарить и поздравить президента Эрдогана. Он мой друг, и я рад, что у нас не возникло проблем, потому что, откровенно говоря, он… жесткий человек, сильный человек, и он сделал правильный выбор, и я это ценю», - вот такой была реакция американского президента на то, что в четверг, 17 октября Эрдоган согласился на перемирие. Таков итог высадки в Анкаре в среду целого десанта высокопоставленных чиновников из Вашингтона во главе с вице-президентом США Майком Пенсом.

Фото пресс-службы президента Турции

Правда, если внимательней рассмотреть договоренности, то Эрдоган получает ровно то, что и хотел – 30-километровую буферную зону на территории Сирии вдоль своей южной границы без курдских вооруженных формирований. Дело в том, что турецкий лидер согласился прекратить огонь всего на 120 часов (до полудня понедельника), во время которых американцы должны договориться со своими бывшими союзниками - курдскими вооруженными формированиями «Сирийские демократические сил» - о выходе с территории самопровозглашенной курдской автономии Рожава на севере Сирии. Мало того, по требованию Анкары, курды должны уходя оставить на месте все тяжелое вооружение, большую часть которого они получили от США для борьбы с джихадистской группировкой «Исламское государство» (ИГ). Еще одним условием Анкары, по словам главы турецкого МИДа Мевлюта Чавушоглу, является разрушение фортификационных сооружений курдов в регионе. "Зона безопасности будет контролироваться вооруженными силами Турции", - добавил глава МИД Турции.

При этом пока Вашингтон сохраняет санкции, введенный на этой неделе против министерств обороны и энергетики Турции, министра обороны Турции Хулуси Анкары, главы МВД Сулеймана Сойлу и министра энергетики Фатиха Донмеза. Одновременно Трамп принял решение увеличить тарифы на сталь для Турции до 50%, что должно позитивно сказаться на американском производителе стали и добавить рейтинга президенту.

Трамп смог все так хорошо «порешать» для себя с «другом» Эрдоганом за спиной у хозяина – президента Сирии Башара Асада. А тут уже в посредники напросился президент России Владимир Путин. На вторник, 22 октября, в Сочи запланированы переговоры российского и турецкого лидеров. В Москве считают, что по итогам соглашения контроль над турецко-сирийской границей должен перейти к армии Асада. Сирийским правительственным войскам подыгрывают и загнанные в угол курды. После захвата нескольких приграничных населенных пунктов представители курдской автономии достигли договоренности с Дамаском о допуске проасадовских сил на границу для «защиты территориальной целостности Сирии».

ОШИБКА ТРАМПА

То, что Трамп называет победой, его оппоненты из Демократической и Республиканской партий США называют сдачей американских интересов. Для начала - спешная эвакуация американских солдат практически со всей территории Сирии, за исключением погранперехода Эт-Танф у иорданской границы на юге страны. Как отмечают американские СМИ, вывод войск был столь спешным, что ВВС США пришлось разбомбить собственный склад боеприпасов, для которых не оказалось свободного транспорта. Кроме того, в руках проасадовских сил оказалась временная база американских войск под Манбиджем, где уже побывали журналисты российских пропагандистских телеканалов.

«В каком-то смысле, турецкое наступление на руку России, которая замещает на этих территориях американцев. Территории, которые до последнего времени были под контролем американцев, уже патрулируются русскими. И когда кризис стихнет, американским военным и французским (которые сейчас там представлены 300–400 спецназовцами и которые тоже в процессе передислокации) будет очень проблематично туда вернуться. Русские и сирийцы не сделают им такого подарка. Негласная цель этой операции — это вытеснить западные силы», - отметил в интервью русской службе RFI президент Института перспективного анализа и безопасности в Европе Эмманюэль Дюпюи.

Беспокоит американских политиков и то, что администрация президента даже не подготовила стратегию недопущения возрождения террористической деятельности в Сирии и Ираке, а именно не предприняла мер по защите достижений в борьбе протии ИГ.

Поэтому сенаторы Джим Риш (республиканец) и Боб Менендес (демократ), руководящие сенатским Комитетом по международным отношениям, подготовили законопроект, призванный ввести новые санкции против Анкары за вторжение на север Сирии и нападение на партнеров США в северо-восточной Сирии. А в пятничной колонке для американской газеты Washington Post один из самых высокопоставленных членов Республиканской партии, лидер республиканского большинства в сенате Митч Макконелл раскритиковал политику Трампа в Сирии, назвав последние шаги Белого дома "стратегическим кошмаром". Такая формулировка была выбрана Макконеллом в унисон ранее сделанному заявлению Трампа, который назвал ситуацию на турецко-сирийской границе "стратегически блестящей" для США.

А дальше, конечно же, возникнуть вопрос, кто твой друг. Международная правозащитная организация Amnesty International уже собрала факты совершения турецкими военными и связанными с ними военизированными группировками «серьезных нарушений и военных преступлении». В пятницу, 18 октября, организация сообщила, что обнаружены «шокирующие свидетельства беспорядочных нападений в жилых районах, включая обстрелы жилого дома, пекарни и школы, совершенные турецкими войсками и их союзниками». Красноречивым примером правозащитники называют хладнокровную казнь известной курдской революционерки Хеврин Халаф.

Фото ANF News

По оценкам международных гуманитарных организаций, с начала турецкой операции погибли уже сотни человек, около 300 тысяч бежали с насиженных мест в центральные районы Сирии.

ПРОТЕСТНЫЙ БЕЙРУТ

Война всегда приводит к появлению новых потоков беженцев. У Эрдогана есть идея, в вычищенную от курдских вооруженных формирований буферную зону переселить 3,5 млн сирийских беженцев. А пока это только идея, соседние с Сирией страны испытывают на себе серьезные экономические проблемы, решить которые самостоятельно не в состоянии. Наглядный пример – Ливан, принявший у себя по разным данным от 1,5 млн до 3 млн сирийских беженцев. А это больше половины населения страны. В результате, на сегодня эта страна имеет третий по величине госдолг в мире по отношению к ВВП.

В течение 12 лет страна, у которой также имеются внутриполитические проблемы, жила без утвержденного госбюджета. «Семья премьер-министра Харири, которая унаследовала в 1990 годы руководство государством, привела неолиберальную экономическую систему страны к банкротству», - заявил в интервью ANF бейрутский профессор Хода Ризк.

На этот раз, в ожидании помощи от международных структур на $11 млрд Бейрут принялся разрабатывать госбюджет, в который обязан был заложить новые меры по наполнению главной кассы страны. Властям пришло в голову ввести налог на общение через протокол VoIP, на котором работают такие платформы связи как WhatsApp, Skype, Facebook Messenger и т.д.

Министр информации Ливана Джамаль аль-Джарра объявил, что размер налога будет составлять 20 центов в сутки, что может принести в бюджет около $250 млн в год. При этом минимальная зарплата в стране $500 при ценах, сравнимых с европейскими. Граждан страны, где социальный взрыв эксперты прогнозировали еще в марте, такое решение экономических проблем не устроило, и с четверга они начали выходить на протесты.

Фото Al Jazeera

Как и в недавних протестах в Ираке, здесь нет лидеров и все происходит довольно стихийно. Тем не менее в субботу, 19 октября, на улицы Бейрута вновь вышли сотни протестующих, требующих отставки премьер-министра Саада Харири и борьбы с коррупцией. Их не остановили проведенные накануне аресты 70 участников протестов, которые закончились разгоном людей с использованием слезоточивого газа и водометов. Согласно заявлению властей, против протестующих были использованы спецсредства, поскольку они попытались прорваться в правительственные учреждения. По неофициальным данным, в столкновениях погибли два человека, десятки получили ранения.

«Когда вы говорите с людьми, они уверяют, что продолжат свои протесты до отставки властей, - говорит в своем репортаже из Бейрута журналистка телеканала Al-Jazeera Зейна Ходр. - Они говорят, что жесткие правительственные репрессии не остановят их». Но и политической поддержки у протестующих пока нет. Лидер влиятельного военизированного шиитского движения Хезболла Хасан Насралла в субботу утром выступил по национальному телевидению с заявлением, что не поддерживает призывы к отставке Харири. Как отмечают наблюдатели, любое другое правительство может поддаться на международное давление и запретить деятельность Хезболлы в Ливане, поэтому Насралла и не будет поддерживать требование улицы.

ГОДОВЩИНА СМЕРТИ КАДДАФИ

Вот уже восемь лет Ливия не может урегулировать свой политический кризис, начавшийся в 2011 году с бомбардировок ВВС Франции и Великобритании позиций ливийской армии под командованием Муаммара Каддафи. 20 октября 2011 года загнанный революционерами в свой родной город Сирт верховный главнокомандующий ливийской армии Каддафи был убит. С тем пор западные политики потеряли интерес к этой стране, ее охватила гражданская война.

После Каддафи разные кланы пытались взять власть в стране и на сегодня здесь типичное двоевластие с продолжающимся военным конфликтом. В Тобруке заседает избранный путем всеобщего голосования в 2014 году парламент - Палата представителей Ливии во главе с президентом Агилом Салах Иса аль-Убейди, а в Триполи остались силы, недовольные результатами выборов. В 2016 году при посредничестве ООН удалось сформировать из враждующих сторон Правительство национального согласия (единства), во главе которого встал премьер-министр Фаиз Сарадж. Правительство заседает в Триполи, однако контролирует лишь небольшую территорию, примыкающую к столице. С апреля им приходится защищать территорию бывшего международного аэропорта Триполи от попытки захвата ее силами фельдмаршала Халифа Хафтара, кстати, гражданина США.

Фото: cont.ws

На сегодня именно Хафтар является самым влиятельным политиком Ливии. Хорошо вооруженным политиком. Его поддерживает парламент в Тобруке, назначив командующим самопровозглашенной "Ливийской национальной армией". Генерал Хафтар и политические структуры на востоке страны не хотят признавать правительство Сараджа. Под контролем Хафтара в данный момент находится большая часть Ливии, в том числе несколько крупных нефтяных месторождений.

12 сентября этого года канцлер ФРГ Ангела Меркель подчеркнула, что ситуация в Ливии угрожает перерасти в опосредованную войну, как это произошло в Сирии. По ее словам, положение усугубляется еще и тем, что многие страны не соблюдают эмбарго ООН на поставки в Ливию оружия, а в конфликте прямо или косвенно задействован ряд международных игроков. Как сообщает немецкий телеканал DW, Египет и ОАЭ поддерживают генерала Хафтара, а Турция и Катар - правительство в Триполи.

Ирина Ковальчук

Поділитися публікацією:
Головні новини
Близький Схід
Число жертв геноциду Ізраїлю в секторі Газа досягло 44 056
Політика
МКС видав ордер на арешт Нетаньяху
Політика
Хезболла та Ліван схвалили проєкт угоди про припинення вогню з Ізраїлем
Шукайте нас на Twitter

© Ukraine in Arabic, 2018. All Rights Reserved.