Потрясения недели: самоубийство аль-Багдади, отставка Харири и упрямство управляемого Ираном премьера Ирака

США отрапортовали об уничтожении лидера ИГ, премьер Ливана далеко не уходит, иракцы баррикадируют порты и мосты, а Индия поделила штат Кашмир

Уходящая неделя была богатой на события, многие из которых будут иметь долгоиграющие последствия в целых регионах. В общемировом масштабе это, конечно, подготовка к объявлению президенту США Дональду Трампу импичмента. В четверг, 1 ноября, Палата представителей Конгресса США проголосовала за формальное начало расследования о возможном импичменте Трампа на фоне скандала с его телефонным разговором с президентом Украины Владимиром Зеленским. Однако и в самом мусульманском мире на этой неделе произошли весьма радикальные политические потрясения.

АЛЬ-БАГДАДИ, ПРОЩАЙ

В начале недели власти США сообщили об успешной операции по ликвидации на тот момент «террориста №1» - лидера джихадистской группировки «Исламское государство» Абу Бакра аль-Багдади. Как известно, благодаря информатору в самом близком окружении руководителя ИГ, который теперь имеет право на вознаграждение в $25 млн, американцы получили подробный план убежища, подземных туннелей и количество охранников главаря группировки, скрывавшегося на удаленной вилле в Барише - деревне в сирийской провинции Идлиб.

На разработку операции ушло почти два месяца, и 26 октября в район особняка, где скрывался аль-Багдади со своей многодетной семьей, прилетел на двух вертолетах военный спецназ США Delta Force. Террорист, преследуемый в подземном тоннеле спецназовцами с собаками, подорвал себя вместе с предположительно двумя своими детьми.

«Замечательная собака», написал Трамп, выложив фото того, кто загнал аль-Багдади в угол

Останки «террориста №1» были собраны, проведен тест ДНК и после получения результата, все, что осталось от идейного вдохновителя сегодняшнего террористического джихада по всему миру, было выброшено в океан. От последнего убежища аль-Багдади тоже ничего не осталось, кроме горы бетонных обломков - после того, как оттуда американцы вынесли документы и информационные носители, по особняку был нанесен весьма точный ракетный удар.

Только к четвергу, 31 октября, соратники аль-Багдади пришли в себя от спецоперации Delta Force, определили нового главу и пресс-секретаря, поскольку предыдущий погиб при попытке перейти сирийскую границу. «Мы в трауре [...] предводитель правоверных», - заявил в аудиосообщении новый представитель группировки Абу Хамза аль-Кураши. Он и объявил, что "совет старейшин" ИГ определился с преемником Багдади.

Позже на канале ИГ в мессенджере Telegram появилось имя нового «халифа» ИГ. Это «богослов и ветеран джихада» - Абу Ибрагим (или Ибрахим) аль-Хашеми аль-Курайши. На сегодня это никому неизвестная фигура, эксперты предполагают, что возможно имя вымышленное. «Никто - и я имею в виду никого за пределами вероятного очень маленького круга внутри ISIS (ИГ) - не имеет ни малейшего представления о том, кто их новый лидер Абу Ибрагим аль-Хашими аль-Курайши, - написал в Twitter представитель Центра по борьбе с терроризмом при Военной академии США Пол Крукшенк. - Группировка пока не обнародовала никаких значимых биографических подробностей, которые могли бы позволить аналитикам установить его личность».

Также эксперты осторожно высказываются на тему, означает ли смерть аль-Багдади окончательный закат джихадистского Исламского государства. С одной стороны, у группировки есть шанс возродить былую силу, благодаря тому, что армия Турции теснит курдов, которые в последние годы зачистили на севере Сирии значительные территории от ИГиловцев, а теперь вынуждены оставить без охраны плененных боевиков.

С другой, как отмечает обозреватель французской газеты Le Monde, ранее ИГ удавалось и дальше продолжать свои кровавые дела после потери одного из лидеров. Даже когда аль-Багдади был серьезно ранен, его соратники продолжали свой джихад. «В прошлом ИГ всегда удавалось выстоять после исчезновения своих лидеров и жить в ожидании лучших времен. Так было с тех пор, как в 2006 году был убит иорданец Абу Мусаб аз-Заркави, в 2010 году скончался Абу Умар аль-Багдади», - говорится в статье.

И СНОВА ХАРИРИ?

Во вторник, 29 октября, после двухнедельных протестов в Ливане, вызванных желанием властей ввести налог на WhatsApp и другие мессенджеры в размере $6 в месяц, о своей отставке заявил премьер-министр Саад Харири. Граждане отпраздновали свою победу с песнями и танцами, а военные начали расчищать транспортные магистрали, которые с 18 октября оставались забаррикадированными.

Фото с Al-Jazeera

Президент Мишель Аун принял отставку и через день заявил, что политическая система страны нуждается в трансформации, а он сделает все возможное, чтобы превратить Ливан из сектантско-ориентированной государственной структуры в современную гражданскую, сформировав новое правительство технократов. «Министры должны выбираться в соответствии с их компетенцией и опытом, а не политической лояльностью», - резюмировал Аун, который 30 ноября отмечал трехлетие пребывание на своем посту. Правда, он не уточнил, поменяется ли закрепленный в Конституции баланс интересов религиозных групп. Сейчас на посту премьер-министра неизменно должен находиться мусульманин-суннит, президентом быть христианин-маронит, а спикером парламента - мусульманин-шиит. Такая система, по мнению наблюдателей, первый барьер на пути к привлечению во власть профессионалов.

Вроде бы политические преобразования одобряет лидер военизированной ливанской шиитской организации «Хезболла», которая считается на Западе террористической организацией и способна развязать в Ливане гражданскую войну. В пятницу, 1 ноября, Хасан Насралла призвал к быстрому формированию нового правительства, которое должно, по его словам, прислушиваться к требованиям протестующих и начать проводить в жизнь реформы, замороженные из-за протестов. А ведь еще неделю назад Насралла угрожал ливанцам гражданской войной, если они и дальше будут блокировать все вокруг с требованием отставки такого удобного для него Харири-младшего (Об этих угрозах мы писали в предыдущем материале «Потрясения недели: ловушка для Трампа в Сирии, угроза гражданской войны в Ливане и протест в Казахстане»)

Понимание того, почему Мишель Аун и Хасан Насралла так быстро смирились с отставкой своего политического партнера, дает субботняя публикация ливанской газеты «Ан-Нахар». Неназванный источник сообщил изданию, что формально никакой отставки минимум премьера и не будет. «В ближайший вторник президент Ливана Мишель Аун поручит Сааду Харири сформировать новый кабинет министров», пишет «Ан-Нахар». Правда, Харири сократит вдвое количество министров – вместо 30-ти их будет 14-ть и половина из них будут технократами, а вторая - политиками.

А ведь более миллиона ливанцев, выходившие ежедневно на протесты последние две недели, требовали немного другого. В первую очередь – отставки коррумпированного правительства вместе с тем же Харири, и выявления источников доходов топовых чиновников, которые в Ливане низменно миллионеры.

АНТИИРАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАКЕ

Здесь граждан, первый раз всколыхнувших страну протестами 1 октября, не удовлетворили полумеры правительства премьер-министра Адиля Абдул-Махди и всю эту неделю в разных городах Ирака протестующие возводили баррикады и штурмовали правительственные учреждения. Манифестации против коррупции, безработицы и низкого качества государственных услуг, охватили помимо Багдада еще Басру, Эд-Диванию, Кербелу, Васит и Киркук.

Площадь Тахрир в Багдаде занята протестующими, фото с twitter.com/iraqirev

Практически ежедневно в городах происходят столкновения протестующих с силами безопасности, что заканчивается новыми жертвами. Телеканал "Аль-Арабия" со ссылкой на источники в системе здравоохранения Ирака сообщил, что по меньшей мере 18 человек погибли в священном для шиитов иракском городе Кербела в ночь на 29 октября, когда полиция попыталась очистить центральную площадь от разбитого здесь протестующими палаточного городка. В целом жертвами в современной иракской революции уже стали минимум 250 человек. Счет раненых перевалил за 10 тысяч…

Баррикады на мосту к правительственному кварталу "Зеленая зона", Багдад, фото с twitter.com/iraqirev

В субботу, 2 ноября, тысячи демонстрантов заблокировали дороги, ведущие к главному порту Ирака в Персидском заливе - Умм-Каср. Ночью силы безопасности попытались разогнать сидячую акцию, которая еще пропускала грузовики с продовольствием. Как сообщает телеканал Al-Jazeera, после применения силы против протестующих они наглухо забаррикадировали все подъезды к порту, возведя баррикады из горящих шин и бетонных блоков. Порт, откуда на внутренний рынок поступает большая часть импортируемого зерна, растительного масла и сахара, еще со среды прекратил работу.

Президент Бархам Салех заявил на этой неделе, что готов объявить досрочные парламентские выборы, но лишь после того, как этот парламент примет новый закон о выборах. По словам Салеха, готов уйти и Абдул-Махди, но для начала политические лидеры страны должны согласовать  ему замену.

Иракцы понимают, что в условиях постоянного политического кризиса, в котором страна живет с момента свержения Саддама Хусейна в 2003 году, это может затянуться на месяцы. Поэтому после выступления по ТВ президента никто не бросился разбирать баррикады. А тут еще «масла в огонь» подлило распространенное телеканалом "Аль-Арабия" сообщение, что в начале октября в Багдаде находился командующий подразделением "Аль-Кудс" Корпуса стражей Исламской революции Ирана генерал Касем Сулеймани. Неназванный источник любезно сообщил телеканалу, что иранский генерал участвовал в экстренном закрытом совещании руководителей Ирака, на котором обсуждался выход из-под контроля ситуации с протестами в стране.

Такое вмешательство во внутренние дела своей страны стало еще одним поводом для местных граждан требовать отставки Абдул-Махди. Теперь на плакатах у протестующих можно увидеть лозунг «Власти Ирака созданы Ираном».

Фото с twitter.com/iraqirev

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ПОДЕЛИТЬ ВЗРЫВООПАСНЫЙ ШТАТ

В четверг, 31 октября, официально была разделена индийская часть спорного с Пакистаном региона Кашмир. Теперь этот штат представляет из себя две административные единицы, попавшие в прямое подчинение правительству в Нью-Дели.

Формально сделано это было еще в августе, когда правящая в Индии националистическая Бхаратия Джаната парти (BJP, Индийская народная партия) внесла проект президентского указа об отмене статьи 370 конституции, по которой штат Кашмир - единственный преимущественно мусульманский штат Индии - имел особый статус. Таким образом партия выполнила свое предвыборное обещание, но одновременно и усилила поддержку боевых группировок, которые с конца прошлого века ведут свою борьбу за независимость штата.

Ситуация уже ухудшилась. Открыто об этом заявила в субботу высокопоставленный чиновник из министерства восточного штата Западная Бенгалия Мамата Банерджи, которая вынуждена в срочном порядке эвакуировать из Кашмира своих рабочих.

«Похоже, мы ошиблись, выбрав Индию, а не Пакистан, - сказала британскому телеканалу Би-би-си бывшая глава правительства Кашмира, политик из Народной демократической партии Мебуба Муфти. - Я чувствую, что это одностороннее решение будет иметь далеко идущие последствия для всего субконтинента. Катастрофические последствия. Это как джинн из бутылки. Они не смогут загнать его обратно, и скоро они это поймут сами. С такого начиналось мусульманское вооруженное движение, или терроризм, и это ждет нашу страну".

Пакистан назвал решение индийцев по отмене особого статуса Джамму и Кашмира незаконным и пообещал противодействовать ему всеми возможными способами.

Ирина Ковальчук для «Украина по-арабски»

twitter.com/iraqirev
Поділитися публікацією:
Головні новини
Близький Схід
Число жертв геноциду Ізраїлю в секторі Газа досягло 44 056
Політика
МКС видав ордер на арешт Нетаньяху
Політика
Хезболла та Ліван схвалили проєкт угоди про припинення вогню з Ізраїлем
Шукайте нас на Twitter

© Ukraine in Arabic, 2018. All Rights Reserved.