Посол Саудовской Аравии в Украине о разрыве дипотношений с Катаром, ситуации в регионе и партнерстве с "Антонов"

Джудия Алхазал рассказал о причинах разрыва его страной дипломатических отношеий с Катаром, поддержке последним международного терроризма, двусторонних отношениях с Украиной, партнерстве с "Антонов" и другом.

В разгар дипломатического конфликта между несколькими арабскими странами с одной стороны и Катаром - с другой, который начался 5 июня, когда Саудовская Аравия, Египте, ОАЭ, Бахрейн, Йемен, Ливия, Мальдивы и Коморы обвинили Катар во вмешательстве во внутренние дела других государст и поддержке терроризма, журналист информпортала "Украина по-арабски" встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Саудовской Аравии в Украине Джудией Алхазалем, который рассказал о причинах разрыва дипотношений с Катаром, двухсторонних отношениях с Украиной и многом другом.

- Как Вы оцениваете двусторонние отношения между Саудовской Аравией и Украиной?

- На настоящем этапе отношения между двумя странами являются более, чем хорошими. Более того, они переживают период положительного развития и укрепления: подписано много важных двусторонних соглашений в различных сферах, официальные делегации обмениваются визитами в Киев и Эр-Рияд.

Размер торгового обмена между нашими странами ежегодно достигает миллиарда долларов, и это – далеко не предел: наши возможности и потенциал заслуживают большего. Саудовская Аравия и Украина действительно желают ещё больше развивать и укреплять двусторонние связи.

- Почему Саудовская Аравия выбрала именно Украину для заключения соглашения о совместном производстве самолётов?

- Наш выбор в пользу Украины не был случайным. Он стал результатом серии встреч и большой и точной подготовительной работы в рамках нашего Национального проекта 2030 г. Украина обладает огромным технологическим опытом и неоспоримыми возможностями в сфере производства самолётов и космических технологиях. В итоге мы заключили соглашение о совместном производстве самолёта "Антонов 132", известного своими современными авиационными особенностями. В Саудовской Аравии он будет применяться как для гражданских, так и военных целей, а также в спасательных операциях, при тушении пожаров, в гуманитарных миссиях и в других отраслях. Данное судно обладает возможностью взлёта и посадки на грунтовую площадь. Оно будет выполнять и другие функции: доставка оборудования, перевозка пассажиров и солдат, не говоря о его больших способностях в сфере информационной войны.

- Саудовская Аравия вместе с рядом других арабских стран приняла решение о разрыве отношений с Катаром. Каковы причины произошедшего?

- Наш опыт отношений с катарскими братьями насчитывает два десятилетия и имеет негативный оттенок: весь этот период мы пытались убедить их отказаться от политики вмешательства в наши внутренние дела. Дипломатические отношения с Катаром были разорваны в 2013 г. и восстановлены согласно подписанному в Эр-Рияде соглашению, в рамках которого Катар взял на себя обязательство проводить политику добрососедских отношений, отказаться от поддержки террористических образований и вмешательства во внутренние дела СА. К сожалению, Доха нарушила обещания и не отнеслась с должным уважением к заключённым договорённостям. В итоге отношения были окончательно разорваны в июне 2017 г.

Это – наше суверенное право: мы не можем спокойно сидеть и наблюдать за тем, как Катар вмешивается во внутренние дела арабских братьев, будь то Бахрейн, ОАЭ или Египет, не говоря о самой СА.

Мы не можем согласиться с любым политическим курсом в рамках ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), наносящим вред странам-членам организации. Если Катар желает быть частью окружающего мира и международного сообщества в целом, то он должен незамедлительно прекратить поддержку терроризма.

Мы считаем Катар братским государством и членом ССАГПЗ и не стремимся навредить его гражданам. Однако текущее положение дел необходимо менять, Доха не может продолжать её нынешний политический курс.

- Сыграл ли Катар какую-либо роль в йеменском кризисе?

- К большому сожалению, Катар сыграл отрицательную роль в Йемене, предоставив помощь и поддержку формированиям хуситов. Также Катар замешан в спонсировании и поддержке других террористических и экстремистских образований, таких как ИГИЛ, "Джебхат Ан-Нусра", "Ахрар Аль-Бахрейн", "Хизбаллах", "Братья-мусульмане", "Отряды защиты Бенгази" и т.д. Помимо этого, Катар способствовал и террористической активности на территории СА при поддержке со стороны Ирана. Это – большая угроза для стран-членов ССАГПЗ.

- Кто находится под ударом в результате разрыва отношений: правящий режим или народ Катара?

- Да, мы разорвали отношения с Катаром, и это – наше право как суверенного государства, не являющееся нарушением международного законодательства, однако мы не взяли эту страну в блокаду: порты и аэропорты Катара открыты. Король СА отдал чёткие распоряжения продолжить заниматься делами её граждан и облегчить процедуры для паломников из братского Катара, желающих совершить хадж или умру (малый хадж – прим. ред.), а также курировать вопросы смешанных семей, ведь нас связывают братские и семейные узы с катарским народом. Цель предпринятых мер – изменить политику Катара, оскорбляющую как саму эту страну, так и региональные государства и международное сообщество в целом. Крайне важно, чтобы катарские власти прекратили спонсировать терроризм и экстремизм, перестали заниматься подстрекательством и вмешательством в дела соседних государств.

- Что будет в случае, если Катар продолжит настаивать на его позиции?

- Просим у Всевышнего и надеемся, что правительство Катара займёт мудрую и взвешенную позицию, отвечающую интересам всех сторон, и на то, что его ответ на требования СА, ОАЭ, Бахрейна и Египта будет положительным. Также эти бойкотирующие Доху страны ждут официального ответа для его детального изучения. На основе этого будут приняты соответствующие меры. Египет призвал к проведению четырёхстороннего саммита (СА, ОАЭ, Бахрейн и Египет) 5 июля 2017 г. для обсуждения развития ситуации, обмена мнениями и оценки региональных и международных контактов по данной проблематике.

- Что Вы можете сказать о посреднических усилиях Кувейта?

- СА приветствовала роль кувейтских братьев как посредников в урегулировании кризиса в формате стран Персидского залива. Мы даём высокую оценку роли Кувейта и просим у Всевышнего, чтобы она увенчалась успехом. В связи с этим министр иностранных дел СА Адиль аль-Джабер подтвердил, что страны Персидского залива сами в состоянии найти решение конфликту с Катаром без внешней помощи.

- Как обстоит вопрос с террористическими списками, в которые бойкотирующие Катар страны включили имена террористических, по их мнению, физических лиц и организаций?

- Данные списки были распространены среди различных стран мира; объяснены причины включения тех или иных сторон в них. Имена многих террористов и причастных к терроризму организаций идентичны именам, содержащимся в соответствующих международных списках, например, американских организаций, в том числе министерства финансов США. Правительство США и других государств выступали с аналогичными заявлениями. Так, экс-глава комитета по делам терроризма при министерстве финансов США Дэйвид Коген в своём время заявил: "Спонсоры терроризма свободно живут в Катаре, местное законодательство не придаёт их деятельности уголовной ответственности". Таким образом, министерство расценило Катар как спонсирующее терроризм государство.

Вместе с тем, Катар имеет "черную историю" взаимодействия с обвинёнными и подозреваемыми в терроризме лицами на международном уровне. Так, США требовали арестовать организатора терактов 11 сентября Халеда Шейха, однако Катар выпустил его на свободу в 2009 г. после тюремного заключения сроком на 6 месяцев. После освобождения была доказана его причастность к финансированию террористической деятельности в Ираке, Сирии и терактам 11 сентября.

- Однако Катар отрицает причастность к терроризму и, более того, обвиняет в этом СА. Каков Ваш комментарий?

- Заявления Катара о том, что он не имеет отношения к спонсированию терроризма, и попытки повесить ярлык этих обвинений на СА, не соответствуют действительности. Многие страны знают, что Доха причастна к спонсированию и поддержке террористических и экстремистских группировок, таких как ИГИЛ, связанная с "Аль-Каида" "Джебхат Ан-Нусра", "Ахрар Аль-Бахрейн", "Хизбаллах", некоторые отделения "Братьев-мусульман", "Отряды защиты Бенгази" в Ливии, а также к оказанию содействия деятельности террористических образований на территории СА и хуситов в Йемене при поддержке со стороны Ирана.

Что же до попыток обвинить СА в терроризме, то стоит сказать, что именно наша страна была целью многих терактов, а не наоборот, в том числе тех, средства для которых были получены в Катаре. Это относится, например, к покушению на короля Абдуллу бен Абдель Азиза в сотрудничестве с режимом Каддафи в 2003 г. Королевство Саудовская Аравия на протяжении многих лет возглавляет региональные усилия по борьбе с терроризмом на всевозможных уровнях. Никто не может сомневаться в этом: в результате 50 терактов погибли 240 жителей королевства, ещё 1050 были ранены. СА находится в состоянии открытого противостояния с терроризмом. Что касается Катара или Ирана, то мы не видели и не слышали о частых терактах на их территории. Они никогда не были целью террористов, поэтому неудивительна их связь с этими формированиями. Каждый здравомыслящий человек должен понять это.

- По какой причине были заблокированы информационные сайты и телеканал "Аль-Джазира"? Не является ли это вмешательством в свободу прессы и слова?

- Согласно международным критериям, раньше уже проводилась блокировка СМИ, подстрекающих к насилию и анархии, и поддерживающих терроризм, в том числе поддерживаемых на средства Катара, как например, ИГИЛ и иранские сайты. СА уважает свободу прессы и слова, однако многие каналы и издания, открыто или скрытно управляемые из Дохи, нельзя назвать свободной прессой. Руководство нашего государства принимает решение о блокировке любого ресурса, вина которого в пропаганде насилия и террора будет доказана, вне зависимости от представляемой им страны. К сожалению, Катар считается главным спонсором подобных планов и СМИ в регионе и Европе. К тому же, практика закрытия каналов или сайта применяется во всём мире, например, во Франции, где заблокировали вещание телеканала "Аль-Манар" организации "Хизбалла".

Узнав о наличии трех информационных агентств, ряда печатных изданий и порядка 209 журналистов, связанных с Гюленом, власти Турции закрыли их и арестовали журналистов, обвинив их в причастности к попытке военного переворота. Означает ли это, что Турция выступает против свободы слова? Нет. То, что я имею ввиду, что у каждого государства есть свои принципы. На их основе оно занимает определённую позицию при наличии угрозы его национальной безопасности и территории.

Беседовал: Мохаммад Фараджаллах

Источник: ИП "Украина по-арабски"

Поділитися публікацією:
Головні новини
Близький Схід
Число жертв геноциду Ізраїлю в секторі Газа досягло 44 056
Політика
МКС видав ордер на арешт Нетаньяху
Політика
Хезболла та Ліван схвалили проєкт угоди про припинення вогню з Ізраїлем
Шукайте нас на Twitter

© Ukraine in Arabic, 2018. All Rights Reserved.