Посол Египта в Украине: «Вскоре мы узнаем, какие силы стояли за протестами»
Ясир Атеф рассказал, почему мы так важны для его страны, какие реформы проведут, чтобы вернуть жизнь в нормальное русло, и почему не нужно бояться прихода к власти «Братьев-мусульман»
— Насколько опасно сейчас в Каире?
— Ситуация в Каире возвращается в спокойное состояние: заработали банки, надеемся, что скоро возобновит свои операции фондовая биржа. Также начнут свою нормальную работу государственные учреждения. Демонстрация на площади Тахрир, являющейся центром города, продолжается – власти разрешают проводить цивилизованный мирный протест. Хотел бы обратить внимание на встречу, которую провел вице-президент Омар Сулейман с представителями различных политических партий и сил. На встрече были и «Братья мусульмане», и лидеры молодежных протестов и те, кого мы называем старейшинами – люди с опытом, занимавшие ранее, например, посты министров и являющихся публичными фигурами в Египте. После встречи было достигнуто соглашение двигаться дальше — наметить повестку дня, «дорожную карту» устранения недостатков Конституции и политических реформ.
— Безопасно ли сейчас на курортах: в Хургаде, Шармэль-Шейхе?
— За 14 дней этих событий не было какихто серьезных проблем в Хургаде или Шармэль-Шейхе. И туристы из России и Украины все еще находятся на этих курортах. Конечно, их количество не такое, как обычно в это время года, но, тем не менее, туристы чувствуют там себя довольно безопасно.
— Сколько украинцев посещает Египет каждый год?
— Обычно это 350 000 – 400 000 человек в год. Украина входит в десятку стран, туристы которых посещают Египет чаще всего. В 2010 году она была на 7-м месте. А на первом –Россия, оттуда к нам ежегодно приезжает около 2 миллионов человек.
— Останется ли Украина на 7-м месте?
— В январе слишком рано об этом говорить. Но мы надеемся и будем признательны, если украинские туристы будут и дальше к нам приезжать. В одном из своих последних интервью наш вице-президент сказал, что за несколько дней протестов от нас уехал один миллион туристов. Это очень плохо для нашего туристического сектора. Ведь он составляет 13% нашего ВВП, и седьмая часть наших граждан занята в этой сфере.
— Насколько сложно будет восстановить курортный бизнес — ведь многие отели закрылись, персонал уволился?
— Об этом говорить еще рано. У меня нет статистики, которая бы подтверждала, что такие процессы действительно идут. Мы надеемся спасти часть нашего туристического сезона. Он, особенно для россиян и украинцев, начинается в октябре и продолжается до конца мая. Так что у нас есть в запасе пара месяцев. Надеемся, что с марта люди начнут к нам возвращаться.
— Уже говорилось, что общие потери от протестов для экономики Египта составили $300 миллионов в день...
— Да, но это предварительные итоги. Насколько я знаю, это подсчеты банковской группы Credit Agricole. Посмотрим, как будут развиваться события дальше, когда люди вернутся к работе. Компании, ориентированные на экспорт, уже начали работать. В январе наш экспорт сократился до 6% (или $7,7 млрд., обычно мы экспортируем немного больше). Мы надеемся его вскоре восстановить. Суэцкий канал работает нормально, 40-50 судов проходят по нему каждый день – это близко к норме.
— Почему же люди вышли на улицы?
— Главной причиной стали социальноэкономические требования: социальная справедливость, увеличение минимальной зарплаты и т.д. Эти протесты начинались через сеть Facebook различными общественными организациями, которые призывали людей выходить на улицу, чтобы показать, что они недовольны действиями власти. Затем они развились в политические требования: отмена чрезвычайного положения (оно было введено еще 30 лет назад после убийства президента Анвара Садата, частично было отменено около полугода назад. – Авт.), отставка президента и роспуск обеих палат парламента — нижней (Народной ассамблеи) и верхней (Совет Шура). Таким образом мы получили смесь социальных и политических стремлений протестующих. Протесты главным образом начинала молодежь, особенно в первые дни, но постепенно к ним начали присоединяться люди старшего поколения. Мы не можем определенно сказать, кто лидер этих протестов.
Эти люди представляли весь политический спектр: некоторые из них левые, некоторые либералы, некоторые правые, такие как «Братья мусульмане». Мое личное мнение, многие из них – это люди безо всякой политической ориентации. Это люди, которых интересовали социально-экономические потребности. Лидеры, которые организовали протесты, мобилизовали людей, часто не знали в лицо друг друга, поскольку общались путем сообщений по электронной почте, в Facebook, Twitter.
Может быть, эти люди предпочитают пока не показывать свое лицо, ждут, как пойдет диалог с властями. Возможно, вскоре мы узнаем, какие силы реально стояли за протестами.
— Кто такие «Братья мусульмане», почему это движение было запрещено в Египте?
— Движение было основано в марте 1928 года школьным учителем Хасаном аль-Банна. Это произошло в одной из прибрежных областей нашего государства – Исмаилии. Они всегда подчеркивали, что это ассоциация, которая занимается продвижением правильных норм морали и правильных норм ислама, вели пропаганду среди людей, чтобы они лучше знали религию. Первой их целью было обучение мусульман их религии. И они с самого начала подчеркивали, что не являются политической партией.
Но затем они стали заниматься и политическими процессами, они заключали альянсы с различными группами и партиями того периода, начали насилие. Например, они убивали судей, которые принимали решения, направленные против них. А закончилось все убийством египетского премьер-министра в 1947 году (это был Махмуд Фахми ан-Нукраши-паша – Авт.). Тогда власти решили распустить группу «Братьев мусульман». После революции 1952 года они снова начали действовать. И снова были распущены два года спустя после попытки убить президента Насера. С той поры и до сих пор они ведут нелегальное существование.
Каждый раз, когда их спрашиваешь: вы политическая партия? Они отвечают, что нет, они не политическая партия. Но они очень активны, за 85 лет они обзавелись ответвлениями в различных странах и на парламентских выборах в 2005 году получили 88 мест (получив 20% парламентских кресел и став самой многочисленной оппозиционной фракцией – Авт.). Но на последних выборах 2010 года они не получили ничего («братья» отказались участвовать во втором туре, заявив, что результаты фальсифицируются – Авт.).
— Многие политики и эксперты опасаются, что в результате протестов к власти придут радикальные «Братья мусульмане»...
— Это сила. Они на улицах. Они занимаются благотворительностью, например, у них есть клиники в бедных районах Каира и других городов Египта. У определенного сегмента общества они популярны. Они все еще нелегальны, но в переговорах с вице-президентом участвовали. Правда, последние события продемонстрировали, что они не так уж сильны, как предполагалось. У них никогда не получалось вывести на улицы такое большое количество людей. Это показатель того, что на политической арене Египта есть и другие активные и яркие политические силы, способные организовать большое количество людей.
— Вы можете назвать эти другие силы?
— Молодежь не всегда объединена в партии. Но это сила.
— Какие реформы нужны Египту?
— Вопервых, нам нужна реформа политической системы. Сейчас президенту позволяется баллотироваться столько раз, сколько он хочет. И каждый срок длится 6 лет. К примеру, президент Мубарак заканчивает свой пятый срок. Сейчас народ требует ограничить эти сроки и вернуться к старой практике – по два срока каждому президенту. Ведутся разговоры о разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Согласно египетской конституции, президент — самое сильное лицо у власти. Люди говорят о том, что надо распределить эту власть — часть полномочий нужно отдать вице-президенту, премьер–министру, парламенту. В социальноэкономической сфере самый серьезный вызов, с которым нам предстоит встретиться, – это безработица. Нам нужно поработать над созданием рабочих мест. Предыдущее правительство сумело за пять лет создать 3,5 миллиона рабочих мест, но нам все еще нужно больше, потому что у нас много молодежи. У нас 50% населения — младше 20 лет.
— Удастся ли провести демократические выборы?
— Выборы президента должны состояться в сентябре. И они будут демократическими. Гарантии? То, что происходит в стране сейчас. Люди хотят выборов, которые дадут большему числу кандидатов принять участие в гонке. Правила, которые регулируют условия для выдвижения, будут упрощены. Мы надеемся, что все эти события направят страну в нужном направлении.
— Какой была роль армии в конфликте?
— Армейские силы всегда были очень уважаемы разными людьми, что очень важно. И когда армия пришла на улицы, люди работали с ней, как с гарантом своей безопасности. И, что очень важно, армия на шестой день протестов заявила, что уважает и признает правомочность требований протестующих. И они дали довольно четкие гарантии – мы никогда не будем стрелять в протестующих. Так и произошло, они не выпустили ни одной пули в протестующих. Армия не принимала ничью сторону, оставаясь нейтральной. Она поддерживала мир на площади Тахрир и в Каире.
— А что насчет полиции?
— После стычек с протестующими полиция полностью исчезла с улиц. Но сейчас она вернулась, делает свою работу, признавая, что то, что они делали, было неправильным и что мы вступаем в новую эру, в которой полиция должна уважать права и устремления людей.
— А почему полиция исчезла с улиц?
— Это предмет расследования. Одни люди говорят, что это было сделано намеренно бывшим министром внутренних дел, другие – потому что полицейские боялись за свою жизнь, поскольку стреляли в протестующих.
— Какова роль Мубарака в стране?
— Мубарак – выходец из военной среды, он был пилотом, летал на бомбардировщике. Он считается героем войны. Одним из его главных достижений является то, что ему удалось принести мир на Ближний Восток. Именно ему удалось остановить войны с Израилем и поддерживать мир в течение 30 лет. При нем была восстановлена инфраструктура Египта и ему удалось привлечь за несколько последних лет $45 млрд инвестиций. При нем рост экономики составил 7% в год, и он продолжался даже во время мирового экономического кризиса.
— Почему он выбрал в качестве вице-президента Омара Сулеймана?
— Он тоже играл роль в мирном процессе, диалоге с Палестиной, диалоге между Хамас и властями Палестины с одной стороны и Израилем с другой. Он играл важную роль в борьбе с терроризмом исламистов в Египте. Все это очень хорошие данные, думаю, поэтому Мубарак его и выбрал.
— Может ли он стать следующим президентом Египта?
— В одном из своих интервью он сказал, что не будет баллотироваться на президентских выборах в сентябре. Но если люди захотят, чтобы он остался, чтобы он участвовал в выборах, вполне возможно, что он выдвинет свою кандидатуру.
— Много ли в Украине выходцев из Египта?
— Конечно. Особенно много студентов. Это выходцы из Египта, Кувейта, Саудовской Аравии. Думаю, это та область, в которой Украина могла бы тесно сотрудничать с арабским миром.
ЛЮБИТ КИЕВ ЗА ЗЕЛЕНЬ И ВАРЕНИКИ
Имя: Ясир Атеф
Родился: 20.07.1962 в Египте
Ясир Атеф является чрезвычайным и полномочным послом Арабской Республики Египет в Украине уже почти два с половиной года — он приехал в Киев в сентябре 2008 года. До этого работал в посольствах в Турции, России и Малайзии. В 2004 году вернулся в Каир, где занимал разные посты в министерстве иностранных дел. Любит Киев за то, что здесь очень много зелени в отличие от Москвы. Из нашей кухни предпочитает вареники. Не любит за пробки на дорогах, хотя они бывают и в родном Каире. Мечтает побывать в Крыму, поскольку там смешались различные культуры — как христианская, так и мусульманская. Женат, есть двое сыновей.
Источник : «Сегодня»