Почему экономика Казахстана должна быть многовекторной

Страны, входящие в орбиту нового Шелкового пути, не должны служить лишь для транзита китайских товаров, а должны иметь взаимовыгодные договоры о сотрудничестве:

Кажется, Астанинский экономический форум нащупал свой формат – в этом году все обсуждаемые темы имели непосредственное отношение к состоянию дел в Казахстане, и именно это сделало его более цельным и интересным для большинства участников.

Примечательно, что в период, когда во многих странах мира нарастают антиглобалистские тенденции, Казахстан намерен углублять свою интеграцию в мировую экономику. Министр национальной экономики Тимур Сулейменов накануне на встрече с журналистами объяснил, что для не имеющей выхода к морю страны с населением в 18 млн человек, со слабо диверсифицированной экономикой деглобализация была бы катастрофична.

Европейский вектор, несмотря на то, что основной партнер по ЕАЭС - Россия остается под санкциями, не теряет актуальности и даже активизируется. На панельной сессии «Запуск второй фазы комплексного странового обзора» вице-министр экономики Мадина Абылкасымоваподчеркнула, что для Казахстана сотрудничество с ОЭСР (OECD – международная экономическая организация развитых, в основном европейских, стран) является стратегическим приоритетом. Первая фаза обзора была презентована в 2016, вторая направлена на проведение системного анализа и выработку рекомендаций по таким направлениям, как диверсификация экономики, мобилизация финансового сектора, эффективное экологическое регулирование и сокращение роли государства через механизм приватизации. С 2013 Казахстан – сопредседатель Центрально-Азиатской инициативы Евразийской программы конкурентоспособности ОЭСР и первая страна – не член организации, вошедшая в состав управляющего органа. Накануне АЭФ Казахстан стал также членом комитета по инвестициям ОЭСР (для многих инвесторов признание комитета по инвестициям ОЭСР является решающим показателем при выборе страны для сотрудничества). В ходе форума стало также известно, что Казахстан присоединился к декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях.

Не менее, а, может, даже более значимым в плане диверсификации экономики и экспорта является для Казахстана китайская программа «Один пояс – один путь». В ходе сессии «Новый этап для глобализации: инициатива Шелкового пути для международного сотрудничества» эксперты отметили, что товарооборот между Китаем и странами на Шелковом пути может достигнуть $2,5 трлн. По сути, это новая модель глобализации, но не конфронтационная, поскольку без политической поддержки реализовать ее невозможно, считает управляющий директор по странам и секторам экономики ЕБРР Маттиа Романи.

По мнению вице-президента Азиатского банка развития Венчай Жанг,страны, входящие в орбиту нового Шелкового пути, не должны служить лишь для транзита китайских товаров, а должны иметь взаимовыгодные договоры о сотрудничестве:

- Речь идет обо всех странах, расположенных по Шелковому пути, – ни одна страна, даже самая большая, в одиночку не сможет справиться с таким проектом. Нам нужно сотрудничество всех заинтересованных сторон.

Глава АБР полагает, что при этом должна быть хорошая координация усилий с использованием как двусторонних, так и многосторонних договоров.

- Казахстан должен капитализировать свое выгодное положение – 11 место по запасам сырой нефти, 18 – по газу, 8 – по запасам угля. Если страна будет правильно реинвестировать капитал, получаемый от продажи ресурсов, то это генерирует будущий рост и доходы, – считает генсек Китайского комитета по энергетическому фонду Патрик Хо.

По его мнению, географическое положение Казахстана оказалось крайне выгодным для программы «Один пояс – один путь», что потенциально позволяет стране стать транспортно-логистическим и финансовым хабом в регионе, мостом между Европой и Азией.

Основатель Форума развивающихся рынков Хариндер Коли в целом видит Азию основным рынком будущего:

- К 2050 году, по нашему мнению, три из четырех крупнейших экономик мира будут находиться в Азии. Не знаю, в каком порядке, но это Китай, Индия и Япония и, возможно, США. 50% мировой экономики совсем рядом, это очень большой рынок для Казахстана и это то, над чем нужно работать. Также стоит обратить внимание на Индонезию и Вьетнам. Инициатива «Один пояс – один путь» в этом плане – долгосрочный стратегический план.

Как отметил на сессии «Улучшение инвестиционного климата Казахстана и повышение международной конкурентоспособности ЦА» министр ЕЭК по экономике и финансовой политике Тимур Жаксылыков, по результатам исследования ЮНКТАД и Всемирного банка, порядка 80% мирового промышленного потенциала сосредоточены в прибрежных зонах. В такой ситуации Казахстану, равно как и другим центральноазиатским странам, удаленным от мирового океана, следует интегрироваться для введения сквозных тарифов и понижающих коэффициентов на международные перевозки.

- Это позволит получить доступ к более крупным рынкам, – сказал он. – Региональная интеграция способна дать ответ на часть вопросов, которые возникают в связи с необходимостью стран решить проблему повышения своей глобальной конкурентоспособности.

Однако по мнению главы Евразийского банка развития Дмитрия Панкина, ресурсов стран Центральной Азии – около 70 млн человек и $2,7 млрд ВВП – недостаточно для серьезной интеграции. На его взгляд, странам ЦА следует взять курс на сотрудничество с Россией и Ближним Востоком.

- Россия – это старые связи советского периода, общая культура, общие связи, и это достаточно сильная причина интеграции. Необходимо найти баланс между Россией, Турцией, Китаем и другими странами, – считает он. 

На форуме New Silk Way выяснилось, что уже сейчас растет роль транспорта и логистики в экономике Казахстана.

- Сегодня объем транспортных услуг в ВВП составляет порядка 8%, и мы видим, что рост продолжается, – отмечает министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.

За последние 10 лет в транспортную инфраструктуру было вложено около $26 млрд, до 2020 года будет инвестировано еще порядка 11 млрд. По итогам четырех месяцев 2017 транзитный контейнерный поток из Китая через Казахстан увеличился почти в 2,6 раза.

Успехи Казахстана в транзите отметил и председатель совета директоров DP World Султан Ахмед Бин Сулайем:

- Теперь очень ценится время. И Казахстан сегодня, по сути, продает время, отправляя груз по железной дороге в течение 15 дней, в то время как раньше это занимало 47 дней. Такие показатели очень важны.

Казахстану следует воспользоваться потребностью Китая в транзите и удешевлении производства, полагает эксперт.

- Китай сейчас предпринимает меры для переноса производственных мощностей ближе к Казахстану и в Казахстан – они хотят быть ближе к Европе, поскольку от Хоргоса туда груз доставляется за неделю. Так, Китай снижает стоимость транспортировки, а также стоимость производства. Мы уверены, что это будет преимуществом для Казахстана, – подчеркнул глава DP World.

АЭФ также становится международной экспертной площадкой центральноазиатской интеграции. В рамках форума была проведена отдельная сессия «Общее экономическое процветание Центральной Азии: стратегия ЦАРЭС-2030». Первый вице-министр национальной экономики РК Руслан Даленов заявил, что страны ЦА стоят на пороге разработки новой стратегии ЦАРЭС до 2030:

- Возникли новые международные финансовые институты, которые влияют на наш регион. На мой взгляд, стратегии нужно расширение секторов, отраслей, установленные целевые индикаторы, а также, возможно, упростить механизм принятия решений.

Материал Forbes Казахстан

Поділитися публікацією:
Головні новини
Дипломатія
У Києві урочисто відзначили Національний день Катару
Політика
Київ готовий постачати продовольство до Сирії через припинення поставок з Росії
Різне
Ізраїль повідомив, що готується до ударів по ядерних об'єктах Ірану
Шукайте нас на Twitter

© Ukraine in Arabic, 2018. All Rights Reserved.