Фараджаллах: О палестинских детях, поддержке арабских стран и важности союза с США

Украина успешно и заслуженно подала себя как символ борцов за правду и справедливость. Даже арабское общество, традиционно уважающее силу и потому часто смотрящее на россию, было впечатлено, несмотря на все усилия росcийской пропаганды.

Саммит в Джидде и гигантская помощь, которую предоставила Саудовская Аравия – доказательство тому, что арабское общество, с его долгой пост-колониальной травмой, стало по-другому смотреть на Украину. Из «поля боя» между двумя лагерями, Украина стала постепенно становиться пусть не большим, но *интересным* игроком на Ближнем Востоке, со своими интересами, со своим пулом друзей и сторонников на улицах и в высоких кабинетах. Многое из того, чего Украина достигла сама(!) за год (удивительная скорость) зависело от того, что наши дипломаты и политические деятели вели совершенно верную политику в этом сложнейшем регионе, где многие конфликты ведутся десятилетиями. Наши представители не занимали конкретной позиции по вопросам, которые нас прямо не касаются. И это, на мой взгляд, верная позиция на данный момент – мы слишком слабы и малы, чтобы ошибаться. Ошибки дорого обходятся даже таким гигантам как американцы и французы.

Однако, после ужасной атаки ХАМАС 7 октября, мы официально поддержали Израиль во всем. Это стало шоком для меня, потому что я понимаю, зная, как ведет себя Израиль, что последует после *такой* атаки – безусловно, ответ будет ужасающим и, как обычно, основными жертвами станут гражданские люди (и скорее всего дети, учитывая демографию Сектора Газа). Эта безусловная поддержка *во всем*, а не просто слова сочувствия (совершенно уместные, учитывая исторические связи между народами Украины и Израиля) были восприняты арабским миром «по худшему варианту», при этом, российская пропаганда, которая укоренена на Ближнем Востоке, на полную «раскрутила» эту устную поддержку.

Вторым шоком для меня стало совершенно отрешенное отношение части моих украинских коллег и знакомых к тому, что последовало после атаки – бомбардировки Газы забирают каждый день десятки и сотни жизней, и при этом многие в Украине стараются не замечать этого, клянут во всем ХАМАС, или высказываются, что, мол, поделом, так им и надо.

Для многих постоянные мои напоминания о жертвах среди палестинцев неприятны, даже непристойны - «арабы сами виноваты». Опять злобные арабы подставляют своих детей под сверхточные бомбы ЦАХАЛа и пользуются этим для дискредитации беспорочных израильских военных. Террористы, дикари. Зачем им сочувствовать? Они там все головорезы-игиловцы. Проскакивали такие мысли в голове? Поздравляю, вы попались на крючок отточенной за десятилетия израильской пропаганды (да, израильская армия и разведка, равно как и другие армии, разведки, террористы и вооруженные группы региона мастерски пользуются множеством психологических приемов, чтобы бороться за аудиторию – и делают они это замечательно, мастерски).

Правительства Израиля уже много лет ставят перед собой задачу полностью сорвать работу Палестинской автономии, сделав невозможной реализацию соглашений в Осло – зачем оставлять арабам часть их земель, если можно оставить арабов с носом? Путь, который выбирает одно правительство израильтян за другим – делегитимизация палестинцев через создание устойчивой ассоциации «палестинец — значит террорист». Хамас, который возник если не при прямом содействии израильских военных (см. комментарии бригадного генерала Ицхака Сегева), то при молчаливом согласии (как противовес левым и секулярным организациям), стал своего рода подарком для правых Израиля (как бы странно это не звучало). «Палестинская администрация», - сказал в 2015 году ультраправый политик Бецалель Смотрич, нынешний министр обороны Израиля, - «обуза, а ХАМАС – актив» в игре по делегитимизации палестинцев.

Усилиями израильских правых из обычной террористической организации-парии ХАМАС превратился в практически официальную организацию, с которой Израиль вел переговоры через Катар; которая стала стороной переговоров о выдаче жителям Сектора Газа разрешений на работу в Израиле (что стало для ХАМАС одним из источником доходов); которая получала при полной безучастности израильтян чемоданы налички из Катара и так далее. И вся эта непрямая поддержка, о которой говорят и в Израиле, оказывается ради одной цели – для того, чтобы иметь удобного ручного монстра, достаточно сильного, чтобы контролировать часть Палестинской автономии и периодически угрожать Израилю, но слишком слабого для того, чтобы нанести сильный ущерб. Безусловно, ХАМАС неподконтролен Моссаду, речь не об этом – он *очень* удобен, потому что он исключительно шаблонный в плане того, что он предлагает. Это ручной монстр, каждый шаг которого прогнозируем, каждый мотив которого понятен, и который совершенно «черно-белый», в нем нет ничего умеренного. Это настоящие совершенные радикалы, это зеркало израильских радикалов, которые постоянно твердят о том, что «арабам тут не место».

И каждый раз, когда ХАМАС убивает кого-то, израильские пропагандисты заводят одну и ту же песню – «проклятые палестинцы, они все такие!». Собственно, так произошло и на этот раз – в ответ на, безусловно, жестокие действия ХАМАС израильтяне начали обстрелы Сектора Газа, не считаясь с тем, что стреляют по жилым районам.

«Пусть не прикрываются мирными жителями» говорят нам, подразумевая, что ЦАХАЛ *обязательно* стреляет только по легитимным военным целям, а ХАМАС обязательно ставит живой щит. Действительно, для ХАМАС цель оправдывает средства, но давайте посмотрим на ситуацию с другого угла. Газа – очень плотно-населенное место, населенное очень бедным людьми. Это фактически смесь лагеря беженцев и тюрьмы под открытым небом, место, находящееся много лет в блокаде, откуда сложно выбраться, где все живут друг у друга на головах. ХАМАС известен тем, что мастерски прячется в Секторе Газа, в основном, под землей. Знает ли об этом израильское руководство. Безусловно. Понимают ли они, что удары по «объектам ХАМАС» не приведут к существенному ущербу для организации, а только станут актом террора по отношению к мирным жителям, которым просто некуда и некогда спрятаться? В результате таких обстрелов выигрывает ХАМАС, выигрывают израильские политики. Кто проигрывает? Местное население, доведенное до состояния животного страха перед любым человеком с оружием. ЦАХАЛ обстреливает Сектор Газа *регулярно* (также как и ХАМАС обстреливает Израиль), убивая каждый раз десятки и сотни людей – как это помешало ХАМАС? Как показала атака 7 октября – никак. Потому что целью бомбардировок, совершенно диспропорциональных, по моему мнению, является террор мирного населения и выдавливание его куда угодно из Сектора Газа, чтобы оно уже туда не вернулось.

Итак, мирное население все равно будет погибать, пусть даже весь ХАМАС спрячется в тоннелях – ибо ЦАХАЛу все равно. Но все равно, нет сочувствия. Почему? Может быть, из-за того, что смерти палестинских детей воспринимаются как справедливое возмездие за действия ХАМАС 7 октября (более 1400 погибших израильтян, из них 854 гражданских – по данным правительства Израиля; более 4100 погибших палестинцев, из них не менее 1000 женщин и 1500 детей по данным МОЗ Газы)? Возможно, но разве до этого дня не было истории? Разве 7 октября не стало результатом череды событий, которые можно было предотвратить, будь на то воля израильского правительства?

Многие смотрят на Ближний Восток через какую-то волшебную призму, когда «прекрасная мирная жизнь *внезапно*, *неожиданно* прерывается». В той же Палестине семьдесят пять лет идет непрерывная война, огромное количество палестинцев потеряли жилье, землю, семьи, доведено до состояния «унтерменшей», загнано в трущобы, лишено возможности выразить свой протест мирно – что вы думаете, должно было произойти? К трагедии, очередной акт которой мы наблюдаем с 7 октября, и ХАМАС и Израиль шли годами, ускоряясь в последние месяцы. Безусловно, убийства бабушек в киббуцах и семей в автомобилях - на совести ХАМАС. А на чьей совести апрельские события вокруг мечети Аль-Акса, которые накалили обстановку до предела? На чьей совести карательные рейды в Дженине в этом году, с десятками раненых мирных жителей? Десятки лет совершаются акты террора – обеими сторонами, безусловно. Но, почему-то, у нас в СМИ и в обществе сейчас видят только очень ограниченную картинку.

Упорно не замечать годами смертей гражданских палестинцев, детей и женщин – как это, что это? Что плохого они сделали Украине? Почему в них видят только безликую массу и раздражаются, когда показывают фото «вот, погиб человек». Что заставляет людей не признавать просто того факта, что от бомб израильтян гибнут люди? «Все они виновны, заслужили»? Так это и есть логика ХАМАС, поздравляю.

А что, если (о, ужас!) большинство населения Сектора Газа не поддерживает ХАМАС, что это миф? Социологические исследования, которые периодически проводятся социологами из PSR, показывают (см. март 2023 года), что несмотря на тотальное доминирование ХАМАС в информационном поле Сектора Газа, мартовское исследование показало, что за ХАМАС на выборах в парламент автономии проголосовало бы 45% избирателей Сектора, при этом за Фатх – 32%. Это тотальная поддержка? Не думаю. Более того, 44% всех палестинцев (почти половина!) считают, что и ХАМАС и Фатх не имеют права представлять палестинский народ.

Но почему же арабские страны не заберут к себе жителей Сектора Газа? Есть несколько причин, одна из основных – обоснованное опасение, что израильтяне не пустят беженцев назад, такие разговоры среди израильских политиков уже ведутся.

И это только верхушка айсберга, очень общее  описание того, почему я считаю, что Украине не выгодно полноценно влезать на чью-либо сторону в израильско-палестинском конфликте, и что если мы скорбим по убитым израильским детям, то это не означает, что мы должны не замечать убитых палестинских детей.

А может, действительно, махнем рукой на то, что построили за год? Зачем нам те арабы? Зачем нам те мусульмане? Правда, у арабов плюс-минус 20 голосов в Генеральной Ассамблее ООН (а у всех мусульманских стран – где-то 45), но зачем нам биться за каждый голос (как мы это делаем сейчас)? У них возможность поддержать штаны путину за счет повышения цен на нефть – но мы выше этого. У них возможность быть посредниками для того, чтобы возвращать домой наших ребят – ничего, найдем новых посредников. Они могут помогать или мешать россиянам обходить санкции – но это все мелочи. Они могут помогать финансами и гуманитарной помощью, создавать у себя совместные оборонные производства, передавая нам часть продукции, но нам важнее быть верным союзником США.

А, возможно, попытка заручиться поддержкой США через поддержку Израиля, в ущерб отношениям с другими – большое заблуждение. Я считаю, что для любой администрации Соединенных Штатов интересы Израиля как основного стратегического партнера в силу разных причин всегда будут в разы важнее интересов любого другого союзника вне НАТО, а уж тем более Украины, которая до сих никакого формального статуса союзника не получила. Напомню, что еще с 2019 года в Конгрессе идут разговоры о том, чтобы нам предоставили статус основного союзника вне НАТО – но все осталось на своих местах. Конечно, можно безоговорочно доверять заявлениям Президента США, надеясь, что «мы тут все джентльмены».

Да, мы можем отказаться от собственной позиции по ряду внешнеполитических вопросов. При этом, если мы всегда и во всем будем идти за США, то как тогда быть с украинско-турецкими отношениями (критически важными для того, чтобы выиграть войну) на фоне того, как «дружат» Анкара и Вашингтон? Как быть нам в треугольнике отношений США-Индия-Пакистан – поддерживать Индию, с которой стремительно сближаются американцы, или Пакистан, который стабильно и тихо поставляет нам боеприпасы с самого начала российского вторжения? И таких примеров немало.

Поможет ли нам после такой поддержки Израиль? Тоже вряд ли, это совершенно не входит в их интересы.

Безусловно, многие (особенно израильтяне) не согласятся с тем, что я написал (и это ваше право). Я писал как палестинец, потому даже без эмоций я буду описывать мир, как вижу его я, с моим жизненным опытом. Но я писал и как украинец, для которого важно то, как мы видим будущее, как мы смотрим на окружающий мир, и как другие видят нас – как тех, кто проявляет эмпатию, исходя из универсальных принципов, или выборочно. 

В одном прошу согласиться со мной – основная беда в регионе Палестины от того, что на умы людей имеют исключительное влияние радикалы, а не умеренные политики с видением будущего, устроенного на мире и процветании.

Поділитися публікацією:
Читайте також
Дипломатия
Иордания отозвала посла из Израиля
Разное
Бельгийские профсоюзы призвали не снабжать оружием Израиль
Головні новини
Близький Схід
Число жертв геноциду Ізраїлю в секторі Газа досягло 44 056
Політика
МКС видав ордер на арешт Нетаньяху
Політика
Хезболла та Ліван схвалили проєкт угоди про припинення вогню з Ізраїлем
Шукайте нас на Twitter

© Ukraine in Arabic, 2018. All Rights Reserved.