Возрождение легенды: Турция, Сирия и Иордания восстановят Хиджазскую железную дорогу

Проект направлен на восстановление торговых путей, разорванных десятилетиями войн
Турция, Сирия и Иордания начинают совместную инициативу по восстановлению исторической Хиджазской железной дороги. Основное внимание будет уделено сегменту, соединяющему три страны, что является частью более широких усилий по восстановлению региональных транспортных и торговых сетей, разрушенных годами конфликтов и закрытия границ.
Этот проект, подтвержденный после серии встреч в Аммане и Дамаске, является первой серьезной попыткой за последние десятилетия возродить один из важнейших транспортных маршрутов Ближнего Востока. Чиновники трех стран уже согласовали предварительные условия для разработки меморандума о взаимопонимании.
Хиджазская железная дорога, построенная во времена Османской империи и открытая в 1908 году, когда-то простиралась от Стамбула до Медины через Дамаск и Амман. Она сократила путь для паломников с 40 до 5 дней, но была сильно повреждена во время Первой мировой войны и последующих конфликтов.
По плану, Турция поможет в восстановлении около 30 километров железнодорожной инфраструктуры на сирийском участке, разрушенной во время гражданской войны. Иордания, в свою очередь, оценит свою техническую способность к эксплуатации локомотивов, потенциально продлевая маршрут до Дамаска. Совместные исследования также изучат возможность улучшения доступа Турции к Красному морю через иорданский порт Акаба.
Восстановление Хиджазской железной дороги — это гораздо больше, чем инфраструктурный проект. Это мощный геополитический символ, знаменующий собой новую эру в регионе — эру постконфликтного восстановления и прагматичного сотрудничества, возглавляемого самими региональными державами.
Для Сирии это важнейший шаг на пути к полноценному возвращению на региональную и международную арену. Участие в таком масштабном проекте вместе с Турцией и Иорданией окончательно легитимизирует новое правительство в Дамаске, превращая его из объекта международной политики в ее субъекта. Это возможность восстановить экономику и реинтегрироваться в торговые потоки, из которых страна была исключена более десяти лет.
Для Турции это реализация давней стратегической мечты. Восстановление железнодорожного сообщения с Левантом и выход к Красному морю через Иорданию значительно усиливает ее экономическое и политическое влияние, напоминая о временах Османской империи. Это позволяет Анкаре создать прямой торговый коридор в страны Арабского залива, укрепляя ее статус незаменимого регионального гегемона.
Для Иордании проект закрепляет ее роль как ключевого транзитного узла и "ворот" между Турцией, Левантом и странами Арабского залива. Это сулит значительные экономические выгоды от транзита и инвестиций.
Таким образом, три страны, еще недавно находившиеся в сложных, а иногда и враждебных отношениях, находят общий язык на основе экономического прагматизма. Железнодорожные пути, некогда соединявшие империю, теперь должны соединить нации, создавая сеть взаимозависимости, которая может стать самой надежной гарантией долгосрочной стабильности в регионе.
