Война за воду или дипломатический ультиматум: Египет ответил на запуск ГЭС в Эфиопии

Каир обратился в СБ ООН и оставляет за собой право на любые действия
Отношения между Египтом и Эфиопией достигли точки кипения после того, как 9 сентября Аддис-Абеба официально запустила в эксплуатацию гигантскую плотину "Великое Эфиопское Возрождение" (GERD) на реке Голубой Нил. Реакция Каира была мгновенной: министр иностранных дел Египта направил письмо в Совет Безопасности ООН, в котором назвал проект односторонней мерой, нарушающей международное право.
В письме подчеркивается, что Египет не признает этих действий и не будет мириться с их последствиями для своих "экзистенциальных интересов". Каир оставляет за собой право "принять все меры, закрепленные в международном праве и Уставе ООН". Ранее президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси неоднократно называл ежегодную квоту воды из Нила в 55,5 млрд кубометров "красной линией", которую никому не позволено пересекать.
Со своей стороны, премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед на церемонии открытия заверил, что плотина не несет угрозы соседям. "Эфиопия построила плотину, чтобы процветать, электрифицировать весь регион и изменить историю. Это абсолютно не для того, чтобы навредить своим братьям", — заявил он. Однако этим заверениям в Каире больше не верят, так как 14 лет переговоров о правилах заполнения и эксплуатации плотины закончились ничем.
Запуск плотины окончательно переводит конфликт из теоретической плоскости в практическую. Для Египта, страны, которая на 90% зависит от вод Нила, любое сокращение стока, особенно в периоды засухи, является прямой угрозой национальной безопасности, продовольствию и жизни 100-миллионного населения. Хотя прямой военный конфликт маловероятен, Египет, по всей видимости, начинает тотальную дипломатическую войну. Его цель — привлечь на свою сторону ООН, Африканский Союз, США и ЕС, чтобы вынудить Эфиопию подписать юридически обязывающее соглашение о правилах эксплуатации плотины. Без такого соглашения Эфиопия получает единоличный контроль над "краном" главной водной артерии региона, что для Египта является абсолютно неприемлемым сценарием.
