В Туркменистане презентовали новые воздушные ворота страны
В сентябре в столице Туркменистана Ашхабаде открылся новый международный аэропорт, который уже стал главными воздушными воротами страны, сообщает biz.liga.net.
Туркменистан является одной из самых закрытых стран мира, в 2014 году страну посетило всего 100 тысяч туристов.
Новый столичный аэропорт обошелся Туркменистану в $2,3 млрд - это один из крупнейших аэропортов в Центральной Азии. Новый пятиэтажный комплекс, построенный турецкой компанией Polimeks, выполнен в форме сокола с расправленными крыльями.
Аэропорт занимает 1 200 га и включает в себя две взлетно-посадочные полосы длиной 3800 м каждая и более 100 сооружений: новый терминал, 72-метровую диспетчерскую вышку, грузовой терминал (площадь - 17 100 кв м, может обрабатывать до 200 000 тонн грузов ежегодно), ангары для техобслуживания самолетов (площадь 33 500 кв м), центр по обучению пилотов, медицинский центр и др.
Вдоль всей 1,5-километровой подъездной дороги к аэропорту плотным строем выставили сотрудников ашхабадских госпредприятий и студентов, которые приветствовали Гурбангулы Бердымухамедова и приглашенных гостей
Пропускная способность терминала, занимающего 192 000 кв м (высота 46,6 м) - 14 млн пассажиров в год, или 2 000 в час. Для сравнения, терминал D аэропорта Борисполь занимает 107 000 кв м и может пропускать 10 млн пассажиров в год.
Сейчас основной пассажиропоток в аэропорт обеспечивает местная Turkmenistan Airlines и немногочисленные международные компании, такие как Turkish Airlines, Belavia, Lufthanza, flydubai, MahanAir.
Между Украиной и Туркменистаном сегодня нет прямых авиарейсов. На протяжении нескольких лет Turkmenistan Airlines (Туркменховайоллары) выполняла полеты в города Украины в одностороннем порядке. АэроСвит ушел с линии Киев - Ашхабад еще в 2005 году, а авиакомпания МАУ до сих пор не может получить разрешение на полеты от туркменских властей. В результате, в августе 2015 года, украинская Госавиаслужба аннулировала право Turkmenistan Airlines на полеты в Украину. Сейчас долететь в Ашхабад можно только через стыковочные аэропорты (Стамбул, Минск, Москву и др.).
Авиакомпания МАУ пока не может договориться о запуске полетов в Туркменистан. Для украинского перевозчика это интересное направление. По словам экс-главы Госавиаслужбы Дениса Антонюка, сейчас существует спрос, позволяющий обеспечить загрузку ежедневного рейса. Пользоваться этим направлением могли бы туркменские студенты, обучающиеся в Украине, трудовые мигранты и желающие отдохнуть на украинских курортах. МАУ также сможет обеспечить туркменский транзит через Борисполь в Европу, поскольку сейчас выбор авиакомпаний, совершающих такие полеты из Туркменистана, существенно ограничен.
Причина нежелания туркменской стороны разрешать полеты украинским авиакомпаниям - оставшиеся после ухода с рынка долги АэроСвита. По оценке представителя Туркменских авиалиний Карима Гайрова, сумма долга АэроСвита на сегодня составляет около $700 000. По его словам, туркменская сторона заинтересована в возобновлении регулярного прямого авиасообщения между странами, но при условии, что будет найден механизм компенсации Туркменистану накопившегося долга.
По словам замминистра инфраструктуры Виктора Довганя, долг АероСвита составляет $500 000, из которых тело - $290 000, остальное - пеня и штрафы. "Разрабатываем с МАУ вариант погашения за счет открытия прямых рейсов. Рассматривается возможность допуска Туркменавиалиний на маршруты Ашхабад - Львов и Харьков. А также совместную эксплуатацию с МАУ линии Ашхабад - Киев", - сказал в Довгань.
На открытии терминала Бердымухамедов заявил, что на период проведения Азиады-2017 следует увеличить количество авиарейсов в Туркменистан. Это может стать решающим фактором в возобновлении сообщения между Украиной и Туркменистаном. В стране действует культ личности, и любые указания главы государства подлежат беспрекословному исполнению.
"Эпоха могущества и счастья" - так называют в туркменских СМИ 10-летний период правления "лидера нации", нынешнего президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Государство обеспечило для населения фактически бесплатные коммунальные услуги, образование, медицину и дешевый бензин. В обмен на это жители Туркменистана вынуждены платить существенными ограничениями гражданских свобод и отсутствием минимальной возможности влиять на решения власти. В стране все решения единолично принимаются президентом (на прошлой неделе утверждена новая редакция конституции, которая дает право Гурбангулы Бердымухамедову управлять страной пожизненно).
Первое, что бросается в глаза при въезде в Ашхабад, - широкие новые дороги, масштабная подсветка магистралей, памятников и строений, множество фонтанов, беломраморные дома в центре города и стерильная чистота на улицах.
Но оценить роскошь и великолепие "белого города" (Ашхабад внесен в книгу рекордов Гиннесса как город с наибольшим количеством строений из белого мрамора) могут далеко не все - только местные жители и редкие туристы, которым посчастливилось получить визу. Сложности с ее получением - одна из главных преград для развития массового туризма в Туркменистане. Другая сторона медали - за счет жесткого контроля на границе, Бердымухамедов сумел победить торговлю и транзит наркотиков через Туркменистан, что не удавалось сделать даже в советские времена. Сегодня наркотиков в стране нет. Впрочем, как и сигарет. Монополию на их торговлю передали местному госконцерну, который создал на рынке искусственный дефицит. Кроме того, в Ашхабаде запрещено курить на улицах города, а пачка сигарет стоит от $10. За эти деньги можно, например, заправить автомобиль 60 литрами бензина А-95.
Особенностью Ашхабада можно назвать отсутствие людей и минимум машин (несмотря на практически бесплатный бензин для населения: литр бензина А-95 стоит 1 местный манат, или 4 грн. в переводе на украинскую валюту) в новых районах и центре столицы. Поговаривают, что при средней зарплате в $200-300 население просто не может себе позволить покупать квартиры в новостройках, из-за чего большинство из них пустует (стоимость квартиры в центре Ашхабада стартует от $200 000), а въезд в столицу иногороднего транспорта запрещен.
За время президентства Гурбангулы Бердымухамедова (приступил к исполнению обязанностей президента в 2006 году) Туркменистан превратился в большую стройку. Практически каждый месяц здесь сдают в эксплуатацию новые инфраструктурные объекты, которые обходятся государственной казне в миллиарды долларов. Основной источник прибыли - доходы от экспорта природных ресурсов. Туркменистан - третья страна в мире по объемам разведанных месторождений природного газа. По оценкам международных экспертов, запасы углеводородных ресурсов в Туркменистане составляют более 71 млрд тонн нефтяного эквивалента, что позволяет в обозримом будущем обеспечить потребности Китая, России, Ирана, Европы, стран Юго-Восточной Азии вместе взятых.
Финансовые вливания в объекты инфраструктуры впечатляют. Например, стоимость строительства одного из крупнейших газопроводов континента, Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ), оценивается в $10 млрд (ввод в эксплуатацию намечен на конец 2019 года). Создание искусственного озера Алтын Асыр в пустыне Каракумы - в $6,5 млрд. Олимпийский городок в Ашхабаде, открывающийся в 2017 году к V Азиатским играм в закрытых помещениях (Азиада-2017), обойдется по прогнозам в $5 млрд.
Среди самых дорогих объектов транспортной инфраструктуры - трансконтинентальная железная дорога Казахстан - Туркменистан - Иран по линии "Север - Юг", автодороги Ашхабад - Каракумы - Дашогуз, Туркменбаши - Ашхабад - Фараб и строительство Туркменбашинского морского порта.
Источник: biz.liga.net