Телеканал "Би-би-си" рассказал о судьбах россиянок, оказавшихся в рядах ИГ
Британский телеканала «Би-би-си» выяснил историю некоторых граждан России, которые в период рассвета джихадистской группировки «Исламское государство», оказались на подконтрольных террористам территориях. Теперь часть из них отбывает тюремные сроки в иракских тюрьмах, за пособничество террористам.
В центральной женской тюрьме Багдада сейчас ждут суда около 50 женщин из России, побывавших в ИГ, сообщает «Би-би-си». Почти все они с детьми, почти все попали в ИГ вслед за мужьями, многие провели полгода в плену у иракской военной группировки. В Ираке им грозят пожизненное заключение и даже смертная казнь. В России за них бьются родственники, утверждающие, что их близкие невиновны. Русская служба Би-би-си рассказывает истории девушек.
В начале декабря 2017 года уроженка Симферополя Ирада Тахиржанова получила сообщение в WhatsApp с неизвестного номера: "Привет. У меня есть новости о твоей сестре Рошанне". Девушка отправила в ответ сразу семь сообщений подряд.
Никаких известий о младшей сестре у Ирады к этому моменту не было почти четыре месяца, с тех пор как та в августе вышла на связь из осажденного города Тель-Афар в Ираке. Населенный пункт в 50 километрах к западу от Мосула в тот момент был под контролем "Исламского государства"*. После освобождения иракской армией Мосула - битва за город продолжалась девять месяцев - оплот ИГ* переместился именно в Тель-Афар. Рушена рассказала сестре, что ее муж погиб и что она ищет возможность выбраться с территории ИГ. Через несколько дней начались бомбардировки Тель-Афара, а затем штурм, продлившийся неделю. После этого связь с Рушеной пропала.
Собеседник ответил: "Я могу не только русский язык арабский". Ирада предположила, что он пользовался электронным переводчиком. "Я люблю помогать Рошанне знать ее новости и здоровье, - продолжил неизвестный. - Говорить с ней не так хорошо его сыном Адамом". Ирада вспоминает, что расшифровала это сообщение примерно так: сейчас поговорить с сестрой нельзя. Собеседник прислал фотографию маленького сына Рушены, а Ирада в ответ - сразу несколько эмодзи со сложенными ладонями в знак благодарности.
Через три дня в 2.43 ночи Рушена вышла на связь. В голосовом сообщении - сдавленный шепот: "Слышишь меня? Со мной все хорошо, мы живы-здоровы".
Родственники до сих пор толком не понимают, как именно Рушена Тахиржанова попала в 2014 году из Симферополя на территорию ИГ. По национальности сестры принадлежат к крымским татарам, но ислам в семье был скорее частью культурной традиции, чем религиозной: хиджаб их мать, в одиночестве вырастившая троих детей, не носила никогда.
Сама Рушена училась на парикмахера-стилиста, ходила на курсы фотографии и никакого интереса, по словам ее близких, к мусульманским и тем более экстремистским идеям никогда не проявляла, а росла балованой красавицей: обожала дорогой парфюм и солнечные очки на пол-лица, занималась греко-римской борьбой и не упускала случая продемонстрировать фигуру - на фотографиях она щеголяет в обтягивающих платьях и леопардовых леггинсах. В целом, объясняет Ирада про сестру, она была "девочкой, которой посвящали песни".
Весной 2014 года восемнадцатилетняя Рушена влюбилась по переписке в чеченца Мансура. Религиозный обряд бракосочетания - никях, - как предполагает Ирада, провели дистанционно, после чего младшая сестра "втихаря собрала чемоданы и сбежала из дома". "Мы не то что удивились, мы просто были в шоке, - рассказывает о реакции семьи Ирада. - Я говорю: "Где ты?" - "Я в Турции, приехала на учебу" - "Как ты вообще туда поехала без нашего разрешения?"
Какое-то время пара действительно жила в Турции, однако когда связь с сестрой стала нерегулярной, Ирада заподозрила неладное и спросила напрямую. Рушена призналась, что она вместе с мужем в Мосуле - город в Ираке в тот момент был под властью "Исламского государства" - и что у них нет ни денег, ни регулярного доступа в интернет.
Был ли муж сестры Мансур боевиком, Ирада не знает, хотя предполагает, что нет: "Если бы он воевал, у него были бы какие-то деньги". Зато она утверждает, что знает "точно, что моя сестренка сидела дома". Три года в ИГ Рушена провела сначала беременной - она родила сына, - а затем кормящей. Выходить на улицу без сопровождения мужа запрещалось, общаться с чужими мужчинами тоже. В интернет-кафе Рушена ходила тоже только вместе с мужем, так что связь с семьей была нерегулярной, раз в два-три месяца.
Рушена, говорит Ирада, "экспериментировала с цветом волос: то светло-русые, то оранжевые у нее" и выбиралась лишь в гости к подругам - Карине Бешировой и Макке Умаевой. Обе девушки сейчас тоже ждут суда в багдадской тюрьме. Они, как и Рушена, оказались в ИГ вместе с мужьями - по объяснению Ирады, по наивности или в результате обмана, так как были "молодые и бестолковые".
Летом 2017 года Мансуру удалось организовать дома вай-фай - Рушена "уже настолько была отчаянная, что его упросила, чтобы с сестрой пообщаться". 9 августа Мансур погиб: в доме не было света, он отправился на поиски горючего, и в машину попала бомба. "Он ехал за соляркой - или как называется, когда в лампу наливаешь? - объясняет Ирада. - Когда у нас в Крыму в 2014 году свет отключили, такие везде стояли".
14 августа 2017 года Рушена сообщила, что нашелся проводник, предложивший за пять с половиной тысяч долларов вывести ее с ребенком из ИГ - о такой практике "проводников" неоднократно рассказывали люди, которым удавалось спастись из Сирии и Ирака. Ирада собрала нужную сумму за два дня и вылетела в Турцию. "Неделю были переговоры с ними. Неделю. Потом они еще тысячу долларов попросили. Мы и на это согласились. Потом подняли ставку до десяти тысяч". После этого и Рушена, и потенциальные проводники пропали. Ирада с деньгами вернулась домой.
Информации о том, что с сестрой и жива ли она, у Ирады не было четыре месяца. Говорили, что женщин могли продать на "белый рынок" - то есть в сексуальное рабство. Говорили, что после взятия Тель-Афара иракскими войсками никого не осталось в живых. Все это время Рушена Тахиржанова с ребенком была в плену у объединения "Хашд аш-Шааби" - отрядов народной мобилизации, сражающихся на стороне правительства Ирака против "Исламского государства". В какой-то момент ей удалось разжалобить одного из охранников настолько, что он согласился написать ее сестре - Ираде.
И таких историй, как пишет корреспондент «Би-би-си» еще много…