Science Technology: Украина успешно модернизирует танк Т-72АМТ
Эксперты компании Science Technology считают, что украинские производители делают успешный коммерческо-технологичный шаг, обновляя боевой танк Т-72.
Основной боевой танк Т-72 является одним из самых массовых боевых машин современности – всего было произведено более 30 тысяч машин, различные модификации Т-72 принимали участие в большинстве вооружённых конфликтов современности.
Боевая машина заслужила любовь танкистов своими высокими боевыми качествами, надёжностью и неприхотливостью. Но, танк, принятый на вооружение в 1973 году, уже не может в полной мере соответствовать возросшим требованиям современного боя. Впрочем, ветерана ещё рано списывать со счетов – за счёт модернизации можно значительно поднять как технические характеристики машины, так и добавить ей функционал, который не был присущ ранее.
Существует большое количество вариантов модернизации, в значительной степени отражающих как необходимость её «вписывания» в конкретный театр военных действий, так и в специфику боевого применения в той или иной стране. Не остались в стороне и украинские оружейники: обобщив опыт боевого применения танков, они предложили свой вариант модернизации Т-72.
Машина, получившая обозначение Т-72АМТ, была разработана специалистами Киевского бронетанкового завода.
Рассмотрим модернизационные мерояприятия, реализованные в данной машине.
1. Комплекс вооружения
Хотя основное вооружение – танковая пушка осталась без изменений, было уделено внимание такому важному способу ведения огня, как стрельба с закрытых огневых позиций. В ходе подготовки офицеров-танкистов этому тактическому приёму уделяется явно недостаточное внимание, в то время как в ходе боевых действий он лишний раз подтвердил свою высокую эффективность. Для машины составлена таблица стрельб с закрытых огневых позиций с помощью бокового уровня танка.
Зенитная пулемётная установка танка теперь выполнена в закрытом варианте, т.е. – для ведения огня из зенитного пулемёта командир танка не должен покидать забронированный объём и рисковать стать жертвой снайпера или близкого разрыва снаряда или мины. Пульт управления и прицел-прибор наблюдения позволяют вести прицельный огонь, а дополнительное бронирование пулемётной установки – существенно повышает её живучесть на поле боя.
Зенитная пулемётная установка закрытого типа.
2. Система управления огнём (СУО).
Приборы ночного видения оснащены электронно-оптическими преобразователями третьего поколения. В состав СУО входит прицел-прибор наведения 1К13-49 "Неман" позволяющий вести огонь управляемой ракетой «Комбат», запускаемой из канала ствола танковой пушки. За счёт высокой точности наведения, применение управляемой ракеты позволяет не просто поражать бронированные цели, но и наносить удар по ним в выбранный участок, как правило – в наиболее уязвимые зоны бронирования. Дальность, на которой управляемая ракета может поражать цели, составляет пять километров.
3. Защита
Устойчивость танка Т-72АМТ к поражению противотанковыми средствами значительно усилена за счёт применения элементов комплекса динамической защиты "Нож" и монтажа в задней части корпуса и башни решётчатых экранов. Борта машины прикрыты противокумулятивными экранами.
Внешний вид и разрез элемента динамической защиты «Нож»
4. Связь
Т-72АМП оснащён двумя цифровыми радиостанциями: одна - от турецкой компании Aselsan, вторая - "Лыбидь-К-2РБ" представляет собой американскую станцию производства фирмы Motorola, собранной по лицензии киевской фирмой «Доля и Ко.Лтд») вместо Р-123 (Р-173), антенна оснащена узлом сгиба, что позволяет теперь не снимать антенну при прохождении танка под проводами и нависающими ветками. Также, в комплект средств связи входят новые, более удобные шлемофоны. В результате данных технических мероприятий дальность уверенной связи возросла с 30 до 75 км. Боевая машина также оснащена "телефоном" для связи с сопровождающей танк пехотой, в которой реализован принцип беспроводной связи.
Возможно оснащение танка любыми иными средствами связи по желанию заказчика
5. Навигационная апаратура
Т-72АМТ оснащён комплектом навигационной аппаратуры «СН-3003 Базальт» разработки и производства ГП «Оризон-Навигация» (г.Смела), которая обеспечивает определение точки стояния и текущих географических координат, прокладку маршрутов с визуализацией их на карте с функцией контроля отклонения от маршрута, визуализацию места нахождения и движения машин своего подразделения в реальном масштабе времени, возможность координации движения танка с другими машинами своего подразделения.
Блок навигационной аппаратуры «СН-3003 Базальт».
6. Ситуационная осведомлённость.
Для улучшения обзора окружающей обстановки Т-72АМТ оснащён видеокамерами заднего обзора и зеркалами заднего вида, что значительно облегчает механику-водителю движение задним ходом в условиях ограниченного пространства. Мощные неоновые фары облегчают обзор в ночных условиях.
7. Ходовая часть.
В конструкции Т-72АМТ использованы гусеничные ленты и ведущие колёса, заимствованные у танка Т-7-80, что значительно повышает плавность хода и увеличивает ресурс ходовой части машины. Улучшение плавности хода, в свою очередь, значительно увеличивает точность при ведении огня из бортового вооружения танка.
8. Прочие улучшения.
Также в конструкцию машины введён ряд улучшений, значительно облегчающий её эксплуатацию:
- световые и звуковые сигналы достижения критической температуры и давления масла и охлаждающей жидкости помогут даже неопытному механику-водителю избегать критических режимов вождения, могущих вызвать выход из строя двигателя машины;
- резиновые подкрылки и пылеотбойные щитки значительно снижают уровень запылённости воздуха при движению машины по пыльным трассам;
- вспомогательный энергоагрегат позволяет не только снабжать электричеством все системы танка при неработающем основном двигателе, но и запитывать электроинструмент и бытовую технику, требующие для своей работы напряжения в 220 вольт;
- откидные лесенки в задней части крыльев машины позволяют комфортно подниматься на корпус экипажу и ремонтникам.
Украинская военная промышленность имеет значительный потенциал, позволяющий ещё более повысить потенциал танка-ветерана:
- освоен выпуск танковых тепловизионных прицелов и приборов наблюдения, что значительно повысит возможности по использованию танка в ночное время и в условиях ограниченной видимости;
- возможна установка двигателя семейства 6ТД мощностью 1000 или 1200 л.с. а также реверсируемой трансмиссии, что значительно увеличит подвижность машины, в том числе – и при движении задним ходом;
- бортовой информационно-управляющий комплекс позволит улучшить обмен информацией как междк машинами подразделения, так и с вышестоящими штабами, а также проводить автоматическую диагностику систем и узлов машины;
- комплексная система управления движением танка позволит улучшить характеристики подвижности танка за счет автоматизации процессов подачи топлива, переключения передач и управления поворотами и значительно снизить расход топлива, блокировать аварийные режимы работы двигателя;
- система «чёрный ящик» позволит документировать действия экипажа и работу систем и узлов машины в боевой и учебной обстановке, для того чтобы потом производить либо разбор учебного процесса, либо анализировать и по результатам – улучшать тактику боевого применения машины;
- бортовой приёмо-ответчик системы госопознавания «свой/чужой» позволит надёжно защитить танк от «дружественного огня»;
- аппаратура автоматической постановки дымовой завесы позволит быстро отстреливать дымовые гранаты при облучении танка вражескими лазерными приборами управления огнём.
Словом, Т-72 не только значительно улучшил свои тактико-технические характеристики в ходе модернизации до уровня Т-72АМТ, но и имеет значительный потенциал дальнейшей модернизации, что может послужить основой для модернизации танкового парка многих стран, в том числе – и арабского мира.
При подготовке статьи использованы материалы, являющиеся интеллектуальной собственностью фирм «DefenceExpress» и «Digitec Visual Engineering».