Выборы без выбора? Почему первое голосование в Сирии вызывает больше вопросов, чем ответов

Голосование пройдет по сложной гибридной системе и на фоне бойкота со стороны ключевых регионов
В воскресенье в Сирии состоятся первые парламентские выборы с момента падения режима Башара Асада в декабре прошлого года. Они призваны сформировать новый законодательный орган, но будут проходить не путем прямого всенародного голосования, а по сложной гибридной системе, что уже вызвало серьезные вопросы относительно их демократичности и инклюзивности.
Согласно новым правилам, из 210 мест в Народном собрании только две трети (около 140) будут избраны. Голосовать будут не все граждане, а специальные коллегии выборщиков в каждом округе. Оставшуюся треть депутатов назначит лично временный президент Ахмед аш-Шараа. Власти объясняют отказ от всенародного голосования логистическими трудностями: миллионы сирийцев являются беженцами или внутренне перемещенными лицами и часто не имеют документов. Предполагается, что этот парламент проработает 30 месяцев и подготовит почву для полноценных выборов в будущем.
Однако избирательный процесс уже столкнулся с острой критикой. Во-первых, выборы на неопределенный срок отложены в провинции Сувейда с преимущественно друзским населением и в контролируемых курдами районах на северо-востоке. Это означает, что парламент будет сформирован без представителей ключевых регионов, что подрывает его легитимность как общенационального органа. Во-вторых, эксперты указывают на непрозрачность формирования самих коллегий выборщиков и отсутствие независимого надзора, что создает риски манипуляций.
Особое беспокойство вызывает вопрос инклюзивности. Несмотря на требование 20% женщин в коллегиях выборщиков, среди финальных кандидатов их всего 14%. Отсутствие квот для меньшинств является особенно чувствительной темой на фоне недавних вспышек сектантского насилия, в которых, по сообщениям, участвовали и проправительственные боевики. Власти утверждают, что президент сможет исправить этот дисбаланс с помощью своих назначений.
Эти выборы стоят на чувствительном распутье. С одной стороны, международные наблюдатели видят в них тест на готовность нового правительства к реформам, частичный успех которого может открыть путь к экономической помощи. Даже ограниченный плюрализм является прогрессом по сравнению с эпохой Асада. С другой стороны, существует огромный риск, что выборы станут лишь символическим упражнением, легитимизирующим новую централизованную власть.
Если процесс не сможет сломать многолетнюю традицию доминирования исполнительной власти, он рискует просто воспроизвести старые схемы под новыми лозунгами. Результат покажет, готова ли новая власть превратить обещания реформ в реальность, открыв для Сирии новый горизонт, или страна погрузится в стагнацию и недоверие.
