Открытое противостояние: Эрдоган обвиняет Израиль в дестабилизации Сирии

Турция обвиняет Израиль в "бандитизме" и дестабилизации региона
После израильских ударов по Дамаску и другим частям Сирии, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с одной из самых жёстких заявлений против Израиля. В четверг он обвинил Израиль в «использовании друзов в качестве предлога» для расширения «своего бандитизма на соседнюю Сирию», назвав его «беззаконным, неуправляемым, беспринципным, избалованным, изнеженным и жадным террористическим государством». Эрдоган заявил, что «самая большая проблема в нашем регионе — это агрессия Израиля», которая, если её немедленно не остановить, «бросит сначала наш регион, а затем мир в пламя». В тот же день он позвонил сирийскому лидеру Ахмеду аш-Шараа, заверив его в поддержке Анкары.
Эта демонстрация гнева Эрдогана показывает, насколько Израиль и Турция оказались на противоположных траекториях, поскольку их региональные цели столкнулись после месяцев негласных усилий по деконфликтизации в Сирии. Анкара приложила интенсивные дипломатические усилия, чтобы укрепить шаткое положение режима аш-Шараа, который она последовательно поддерживала. Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан подтвердил тесный контакт с американскими и региональными дипломатами, а также сообщил, что Анкара передала свою позицию Израилю относительно авиаударов через свою разведывательную службу.
Турция приостановила всю торговлю с Израилем и отозвала своего посла в Тель-Авиве для консультаций, однако не разорвала дипломатические и разведывательные связи. Аналитики считают, что Турция обеспокоена опорой Израиля на военную силу для оспаривания турецкого влияния и дестабилизации режима аш-Шараа. Эрдоган подчеркнул, что Турция не позволит разделить Сирию или нанести ущерб её мультикультурной структуре и территориальной целостности, что перекликается с заявлениями аш-Шараа о попытках Израиля «разрушить единство нашего народа».
Обеспокоенность Анкары выходит за пределы Сирии и касается всё более милитаристской позиции Израиля, который планирует увеличить оборонные расходы на $12,5 млрд в этом и следующем году. Израиль, после Газы, Ливана и Ирана, активно использует военную силу вместо дипломатии для достижения своих целей в Сирии. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху описал прекращение боевых действий в Сувейде как «прекращение огня, достигнутое силой», и объявил о новой израильской доктрине в Сирии, предусматривающей демилитаризацию территории вблизи границы. Израиль также захватил сирийские территории, прилегающие к оккупированным Голанским высотам, с декабря.
Многие эксперты считают военный подход Израиля к кризису в Сувейде нелогичным, поскольку он противоречит переговорам о невоюющем состоянии при поддержке США. Турецкий МИД заявил, что атаки Израиля являются «актом саботажа» против усилий Сирии по установлению мира. Израильский историк Итамар Рабинович объясняет это «пост-2023 военной доктриной», которая сочетает «очень странную смесь паранойи после 7 октября и ощущения силы после успеха в Ливане и Иране», что приводит к «предпочтению использования силы, а не дипломатии».
Несмотря на переговоры о нормализации отношений с Дамаском, Израиль продолжает подозревать новых сирийских правителей из-за их джихадистского прошлого и негласно негодует по поводу стремления Анкары к региональному влиянию. Это мнение распространено среди многих израильтян. Хотя никто не ожидает турецко-израильской конфронтации из-за Сирии, продолжение израильской «военной доктрины» может иметь серьёзные долгосрочные последствия для стабильности Сирии и всего Ближнего Востока, потенциально создавая вакуум, который могут заполнить другие радикальные силы.
