Мусульмане в Донбассе. Интервью с муфтием Саидом Исмагиловым
-Саид Исмагилов –муфтий «Умма»– согласился рассказать «ОстроВу» о том, как мусульмане Донбасса уживаются с христианским населением, с какими трудностями сталкиваются, и финансирует ли их Ринат Ахметов.
- Расскажите, сколько мусульман живет в Донбассе на сегодняшний день? В каких городах наиболее крупные общины? Сколько построено мечетей?
- В Украине есть два территориальных образования, где проживает наибольшее количество мусульман. Это Крым и Донбасс. Наибольшее количество мечетей, конечно же, находится в Крыму, где мусульмане составляют около трети населения. Донбасс идет на втором месте. Практически во всех крупных городах Донецкой и Луганской областей либо функционируют полноценные мечети, либо вместо них временно используются помещения, приспособленные для выполнения религиозных обрядов. Самые крупные мечети находятся в Донецке, Мариуполе, Константиновке и Луганске. В Луганской области вообще очень высокая самоорганизация мусульман. Там мечети есть почти в каждом городе, где есть община, насчитывающая хотя бы 50-60 человек.
Подсчитать точное количество верующих и мечетей довольно сложно. Проблема в том, что мусульмане в Украине, как и православные, разделены на несколько организаций. Только если у православных это церкви – УПЦ КП, УПЦ МП, УАПЦ – то у мусульман это духовные управления. Поскольку каждое управление действует независимо от других, то мы можем знать статистику по нашему управлению, но не знаем ее по другим.
В Донбассе статистики по мусульманам также нет. Я думаю, здесь их проживает от 30 до 70 тыс. Вопрос заключается еще в том, кого считать мусульманином. Как вы знаете, народ в Украине не слишком религиозен, и это в равной степени касается как христиан, так и мусульман. Но в то же время, можно говорить о религиозном, духовном возрождении, которое сейчас происходит. Так мы открываем для себя все новые города, где есть мусульмане. В частности, недавно мы выяснили, что большая община есть в Константиновке Донецкой области. Там же недавно открылась мечеть.
В Донбассе мусульмане живут уже не один десяток лет, и вполне могут считаться коренным населением, поскольку были одними из первых поселенцев. В основном – это татары, которые мигрировали сюда из Поволжья и Сибири. Приезжали в основном после революции и после Второй мировой войны, восстанавливали промышленные предприятия, да так и остались тут навсегда. В Донбассе родилось уже несколько поколений этих переселенцев. К примеру, я – донецкий татарин в третьем поколении.
Есть в Донецкой области и село с крымскотатарской общиной – Гранитное. В нем живут крымские татары, которых в советское время не пустили в Крым из депортации.
Продолжается миграция и теперь. Сейчас в Донбасс в основном едут мусульмане с Кавказа и Средней Азии.
- Ислам для Украины не новое явление. Первые мусульмане жили на территории нашей страны уже в девятом веке. Киевская Русь активно торговала с арабскими странами, и ислам проникал на ее территорию. Известно, что до крещения Руси в Киеве было больше мечетей, чем церквей.
- Он весьма разнообразен. В Украине основная часть мусульман - крымские татары. Вторые по численности – татары из России. Затем идут представители народов Кавказа, в частности, крупная азербайджанская диаспора. Следом – мигранты из дальнего зарубежья, арабы, но их значительно меньше.
- К сожалению, в силу определенных обстоятельств сложилось так, что мусульмане не имеют в Украине единой организации. Мусульманский мир не столь раздроблен, как христианский, но тоже неоднороден. Из-за амбиций лидеров, возникают все новые организации со своими взглядами на религиозные традиции и богословие.
- Мусульмане очень многого ожидали от этой партии, но она в данный момент фактически прекратила свою деятельность. Когда мусульмане создавали ее, они рассчитывали, что смогут с ее помощью бороться за свои права. Например, добиться права для женщин-мусульман фотографироваться на паспорт в головных уборах. Во многих христианских странах женщинам это разрешено, но в Украине мусульманка вынуждена платить взятку в паспортный стол, чтобы начальник разрешил фото с покрытой головой. Партия нужна была, чтобы решать такие вопросы, но организовать ее работу не удалось, поэтому интересы мусульман Украины, к сожалению, никто не представляет. Правда, у крымских татар есть Меджлис и Мустафа Джамилев, но их деятельность в основном распространена только на Крым.
- Ринат Ахметов помогает мусульманам Украины? Дает деньги на мечети?
- Я слышал, что он делает пожертвования, в том числе финансирует ремонт соборной мечети Донецка, но официальных подтверждений у меня нет. Могу сказать точно, что УММА не получает денег от Ахметова.
- Это рядовые пожертвования мусульман Украины и помощь из-за рубежа. Каждый мусульманин нашей страны жертвует сколько может, но эти деньги в основном покрывают расходы на коммунальные услуги. К сожалению, мы живем в небогатой стране и украинские мусульмане небогаты. Строить мечети мы можем лишь благодаря помощи меценатов из арабских стран и Турции. В частности, Мариупольскую мечеть построили на турецкие средства.
- Встречаете ли вы сопротивление со стороны господствующей в области религии? Известно, что в области имели место конфликты между православными киевского и московского патриархатов. А как вы уживаетесь с православными?
В разных городах Украины мы иногда встречаем противодействие со стороны различных религиозных организаций, которые пытаются манипулировать сознанием людей, рассказывают, что мы террористы или экстремисты. К сожалению, такой стереотип действительно существует, но мы работаем над тем, чтобы его побороть. Мусульмане Украины – мирный народ. У нас нет фанатиков и террористов, мы не представляем опасности для людей другой веры, никого не напрягаем. Религиозность наших соотечественников вообще оставляет желать лучшего. Украинские верующие, не зависимо от того, какую религию они исповедуют, в основном приносные. Это значит, что их приносят в храмы два раза в жизни – когда они рождаются и когда умирают. К сожалению, люди больше думают о мирском, чем о духовном.
- Самозахваты – это попытки восстановить историческую справедливость. Когда-то у крымских татар отобрали дома и землю, и теперь они просто хотят вернуть назад то, что им принадлежало. Когда татары вернулись в Крым после депортации, выяснилось, что их имущество принадлежит теперь другим людям. Поэтому не осталось ничего другого, кроме как занимать новые земельные участки. Это самый мирный выход из сложившейся ситуации.
- Местная власть Донбасса в основном ходит в церкви, находящиеся под управлением УПЦ МП. Не испытываете ли вы в связи с этим трудности при общении с местными чиновниками и проблемы при получении земельных участков под мечети?
Проблемы возникали в других городах Украины. Например, в Симферополе, при строительстве соборной мечети нам сначала давали землю, потом отбирали и отменяли решение. Пришлось долго ходить по судам в поисках справедливости.
- Практически нет. Это бывает, но такие случаи редки. Вы видите, что мусульмане в Украине никого не агитируют за свою веру, не ходят по улицам, не зовут в мечети. Мы никого не затягиваем насильно. К нам приходят только те, кто сам желает посещать мечети.
Беседовал Станислав Кметь
Источник : «ОстроВ»