МАГАТЭ: Иран снова может обогащать уран «за считанные месяцы»

Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси считает, что Тегеран может быстро возобновить производство обогащенного урана
Глава ядерного надзорного органа ООН Рафаэль Гросси заявил, что Иран, вероятно, сможет начать производить обогащенный уран «за считанные месяцы», несмотря на повреждения нескольких ядерных объектов в результате атак США и Израиля. Израиль начал бомбардировочную кампанию по иранским ядерным и военным объектам 13 июня, заявив, что ее целью является предотвращение разработки Ираном ядерного оружия — амбиции, которые Исламская республика последовательно отрицает. Впоследствии Соединенные Штаты разбомбили три ключевых объекта, используемых для атомной программы Тегерана.
Министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи заявил, что масштабы повреждений ядерных объектов являются «серьезными», но детали неизвестны. В то же время Президент США Дональд Трамп настаивал, что ядерная программа Ирана была отброшена «на десятилетия». Однако Гросси отметил, что «кое-что все еще функционирует», и Иран может возобновить производство обогащенного урана за «считанные месяцы».
Ключевым вопросом остается, смог ли Иран переместить свой ориентировочный запас высокообогащенного урана весом 408,6 килограмма (обогащенного до 60%, что достаточно для производства более девяти ядерных бомб) до атак. Гросси признал, что «мы не знаем, где этот материал может быть», и призвал к прояснению. В настоящее время иранские законодатели проголосовали за приостановку сотрудничества с МАГАТЭ, а Тегеран отклонил просьбу Гросси о визите к поврежденным объектам, в частности к Фордо, основному объекту обогащения урана. Секретарь штата США Марко Рубио подчеркнул поддержку Вашингтоном «критических усилий МАГАТЭ по проверке и мониторингу в Иране».
Заявления Рафаэля Гросси подчеркивают сложность и неопределенность относительно состояния ядерной программы Ирана после недавних ударов. Несмотря на утверждения США о значительных убытках, МАГАТЭ сохраняет осторожность в своих оценках, указывая на быструю потенциальную способность Ирана к восстановлению. Отсутствие информации о местонахождении значительного запаса высокообогащенного урана вызывает серьезное беспокойство международного сообщества, поскольку это создает пробелы в мониторинге и верификации.
Отказ Ирана от сотрудничества с МАГАТЭ и запрет доступа к поврежденным объектам еще больше усложняют ситуацию, делая независимую оценку фактического состояния ядерной программы почти невозможной. Это усиливает региональную напряженность и подчеркивает необходимость дипломатических усилий для урегулирования этого вопроса.
