Ливан обусловливает разоружение Хезболлы выводом израильских войск

Бейрут готовит ответ на требование США о разоружении Хезболлы, выдвигая условия, включающие полный вывод Израиля с ливанских территорий
Ливан готовит официальный ответ на требование США о разоружении Хезболлы, обусловливая свое согласие гарантиями, включающими вывод Израиля с ливанской территории. Ливанские официальные лица сталкиваются со сложной дипломатической проблемой, находясь между давлением Америки по разоружению Хезболлы и отказом группировки, основанным на продолжающемся присутствии Израиля на ливанской земле.
Анонимный официальный источник сообщил, что посланник США Томас Баррак передал это сообщение во время своего визита в Ливан 19 июня. Хотя перемирие, заключенное в ноябре прошлого года, положило конец месяцам смертоносного конфликта между Хезболлой и Израилем, израильские авиаудары, особенно на юге Ливана, продолжаются, вызывая жертвы и эскалацию напряженности. Израиль поклялся не позволить Хезболле восстановить свою военную мощь после значительных потерь инфраструктуры и руководства во время войны.
По словам ливанского источника, посланник США, который, как ожидается, вернется к середине июля, потребовал официального обязательства Ливана обеспечить, чтобы оружие хранилось исключительно государством на всей ливанской территории. Президент Джозеф Аун, премьер-министр Наваф Салам и спикер парламента Набих Берри, как сообщается, готовят ответ на предложения посланника. Ответ Ливана требует гарантий по прекращению израильских нарушений, выводу войск из пяти спорных позиций, освобождению задержанных, официальной демаркации границы и обсуждению усилий по восстановлению. Трехпунктное послание посланника также призывает к демаркации и контролю сирийской границы, а также к срочным финансовым и экономическим реформам.
Перемирие при посредничестве США требует вывода Хезболлы из зоны к югу от реки Литани (около 30 километров от границы) и демонтажа ее военной инфраструктуры там. Это должно быть сбалансировано увеличением развертывания ливанских сил и миротворцев ООН (UNIFIL). Оно также предусматривает вывод Израиля с территорий, захваченных во время конфликта, однако Израиль сохраняет контроль над пятью стратегическими вершинами, с которых Ливан требует полной эвакуации. Это перемирие основано на Резолюции Совета Безопасности ООН 1701, которая завершила войну Хезболлы с Израилем в 2006 году и предписывает разоружить все ополчения по всему Ливану.
Однако многие сомневаются, что Хезболла, поддерживаемая Ираном, добровольно откажется от своего оружия, даже если Израиль выйдет из оккупированных районов. Это оружие лежит в основе власти и влияния Хезболлы в Ливане, что делает разоружение политически неприемлемым. Ливанские чиновники, похоже, не желают рисковать возобновлением гражданской войны, противостоя Хезболле напрямую, предпочитая дипломатические усилия для воздействия на группировку.
Министр иностранных дел Израиля Гидеон Саар заявил, что Израиль заинтересован в нормализации связей с Сирией и Ливаном, опираясь на соглашения, подписанные в последние годы с арабскими государствами под эгидой США. На пресс-конференции в Иерусалиме Саар выразил намерение Израиля расширить "Соглашения Авраама", заявив: "Мы заинтересованы в добавлении таких стран, как Сирия и Ливан, наши соседи, в круг мира и нормализации, при этом защищая существенные и безопасностные интересы Израиля". Ливанский источник подтвердил, что во время своего визита в Бейрут посланник США не поднимал вопрос нормализации отношений с Израилем. Ни Ливан, ни Сирия не ответили на замечания Саара.
Ситуация с разоружением Хезболлы является классическим "гордиевым узлом" ближневосточной политики. Ливан находится между молотом американского давления и наковальней внутренней реальности, где Хезболла является мощной вооруженной силой с широким политическим влиянием. Требование Ливана о полном выводе Израиля со всех спорных территорий, освобождении задержанных и демаркации границ является попыткой создать политическое пространство для легитимизации разоружения. Однако, учитывая стратегическое значение оружия для Хезболлы, а также ее поддержку со стороны Ирана, добровольное разоружение является крайне маловероятным. Заявления Израиля о нормализации с Ливаном на фоне таких глубоких противоречий лишь подчеркивают сложность регионального урегулирования. Этот сценарий, вероятно, приведет к длительному дипломатическому тупику, поскольку ни одна из сторон не готова отступить от своих ключевых требований, а риск возобновления конфликта остается высоким.