Куда делись сомалийские пираты

Рассказ бывшего пирата о пиратской жизни в Сомали

Присутствие военных кораблей иностранных государств сыграла ведущую роль в сокращении масштабов пиратства у побережья Сомали. Рассказ кореспондента BBC Энн Сой.

На пляже в городке Хордийя на северном побережье Сомали она встретилась для разговора с бывшим пиратом.

Он не захотел называть своего имени и рассказал, что был в прошлом простым рыбаком. Он с односельчанами зарабатывал этим на жизнь до тех пор, пока неизвестный рыболовный траулер не порезал его рыболовную сеть.

"У меня была лодка и рыболовная сеть, но потом этот траулер срезал наши сети и забрал их. Я остался в море с пустой лодкой", - вспоминает он.

Его история оказалась типичной.

Местные рыбаки, лишенные средств к существованию, становились пиратами, чтобы отомстить своим обидчикам, и просто для того, чтобы свести концы с концами.

Европейские военные корабли противостоят пиратам уже несколько лет

Все это происходило в разгар гражданской войны в Сомали в 1990-х. Среди пиратов было много бывших военных и членов племенных ополчений.

Мне хотелось больше узнать об их пиратское жизни, но он забеспокоился и резко прервал разговор.

Причиной его беспокойства стало появление испанских военных, которые патрулировали берег. Над пляжем в воздухе завис военный вертолет, принадлежащий военно-морским силам Европейского союза (EUNavfor).

Именно благодаря им за последние годы угроза пиратства на побережье Сомали снизилась.

Присутствие иностранных военных кораблей сделал побережье более безопасным

Только десять лет назад в этих местах пираты действовали безнаказанно. По всему побережью у них были укрытия, главным из которых был бывший рыбацкий порт Эйль в полуавтономном регионе Пунтленд.

На подлете к Ейля я увидела крошечный городок у подножия огромной рыжей скалы, прикрывает город от пустынных ветров.

Местные жители рассказывали, каким было здесь жизнь в те годы, когда пираты обосновались в городе. Они легко тратили деньги, которых у них было в избытке, и стоимость жизни в городе резко возросло.

Эти люди всегда ходили с оружием и терроризировали местных жителей, но редко кого убивали.

Главным источником их доходов были выкупы за освобождение захваченных судов и членов экипажей. Суммы выкупов часто достигали сотен тысяч долларов.

Причиной возникновения пиратства у берегов Сомали стало прекращение существования центральной власти в стране после падения режима диктатора Сиада Барре в 1991 году и расформирования сомалийских военно-морских сил, которое произошло после этого.

Страну охватил хаос - в водах у побережья появились контрабандисты, начался незаконный вылов рыбы иностранными судами, сброс токсичных отходов, а затем туда пришли пираты.

Морской путь, пролегающий вдоль побережья Сомали, стал одним из самых опасных в мире.

Но десять лет назад Европейский союз в сотрудничестве с НАТО и силами других государств стал посылать в эти прибрежные воды свои военные корабли. Это произошло после того, как Совет Безопасности ООН принял резолюцию, разрешающую военные операции в территориальных водах Сомали. 

Флагман ВМС Украины фрегат "Гетман Сагайдачный" принимал участие в операции НАТО "океанической щит" по противодействию пиратству у побережья Сомали и в Индийском океане

Пиратские нападения достигли пика в 2011 году, а затем постепенно сошли на нет.

Мне было интересно узнать, как это произошло, и я провела неделю на борту испанского патрульного корабля "Кастилья", который входит в состав ВМС Евросоюза, действующих у побережья Сомали.

На второй день моего пребывания на борту наш завтрак прервала боевая тревога, и мы все собрались на мостике. Сигнальщик заметил далеко впереди рыбацкая лодка.

"Вряд ли это что-то подозрительное, но мы должны подойти и расследовать в рамках нашего патрулирования", - пояснил нам ситуацию испанский морской офицер.

На воду быстро спустили надувную лодку с пятью морскими пехотинцами. Мы были во втором таком лодке, отправился вслед за первой, который приближался к цели.

Поравнявшись с рыбаками, катер с моряками остановился для быстрого обзора.

"Это судно из Йемена, но рыбаки в основном сомалийцы", - рассказал офицер на нашем катере, который поддерживал связь с другими моряками, которые проводили осмотр.

Наконец, нам разрешили ступить на борт рыболовного судна. В то время восемь рыбаков расслабились и повеселели. Моряки дали им бутылки с водой, и на борту установилась вполне дружеская атмосфера.

"В Йемене на рыбных рынках можно хорошо заработать, поэтому мы здесь рыбачим", - рассказывает хозяин судна Осман Али.

По его словам, ранее он вылавливал рыбу у побережья Танзании, но потом узнал, что у сомалийских водах много рыбы.

"Но пиратов я не встречал", - быстро говорит он и меняет тему разговора.

В последние годы дела у сомалийских рыбаков улучшились

Все местные рыбаки хорошо знают друг друга, и если возникает опасность, они предупреждают об этом по радио и идут в безопасные воды, рассказал Осман Али.

"Иногда появляются плохие люди, которые отнимают у нас лодки и рыбу, но с появлением военных кораблей здесь стало безопаснее", - отмечает он.

На следующий день появилось известие о том, что за 300 морских миль к востоку от сомалийской столицы Могадишо нападению подверглось торговое судно.

К нему на расстояние 50 метров приблизился небольшой баркас, с которого открыли огонь из автоматов. Охранники на борту торгового судна открыли ответный огонь и отогнали пиратов.

Наша "Кастилья" была слишком далеко от места столкновения, но на следующий день баркас удалось обнаружить в бухте на побережье Сомали, в которой часто видели пиратов.

Силы ЕС наблюдают за лодками у побережья Сомали с вертолетов

Испанские моряки отвели баркас в море и взорвали его. Это был второй случай нападения за весь 2018 год. Оба инцидента не принесли пиратам успеха.

Что касается города Эйль, там пираты столкнулись с сопротивлением местных жителей.

В разговоре со мной начальник полиции Ейля Мохаммед Дахир Юсуф излучал уверенность в способности города справиться с возможным новым появлением пиратов.

"Наши морские силы задерживают все незаконные лодки и доставляют их сюда, где мы с ними разбираемся", - рассказывает он.

Он подразумевает силы морской полиции Пунтленда, которая насчитывает около 800 сотрудников - это крупнейшее подразделение такого рода в стране.

Но возможности не так уж велики.

"Нам не хватает кораблей для патрулирования", - говорит Юсуф.

По его словам, у полиции есть всего два небольших катера, которых недостаточно для патрулирования больших морских пространств и задержания подозреваемых.

Однако проблема не только в этом.

По словам Марко Хеккенса, советника по морской безопасности при Европейской гражданской миссии в Сомали, в этих водах продолжается незаконный вылов рыбы.

Европейские военные моряки сообщают властям о подозрительных судна, но сомалийские пограничники мало что могут сделать, поскольку у них нет для этого технических возможностей.

Контр-адмирал Альфонсо Перес де Нанкларес настроен осторожно, несмотря на успехи в деле борьбы с пиратством.

"Когда наша работа начиналась, мы имели 40 захваченных пиратами лодок и более 700 заложников", - рассказывает он.

"Мы сдерживаем пиратство, но я считаю, что существует опасность его возвращения. Если наше сотрудничество с сомалийской власти продолжится, мы сумеем положить ему конец", - заключает он.

В разговоре со мной в сомалийском порту Хордийя бывший пират, а ныне снова рыбак, сообщил мне, что он снова занялся рыболовством.

Но соблазн быстрых и больших денег остается, и пираты могут снова вернуться в прибрежные воды Сомали.

Источник: bbc.com

Поделиться публикацией:
Главные новости
Разное
Иран отказался от закупок систем ПВО в России
Разное
В Баку открылась конференция ООН по изменению климата
Ближний восток
Ливан заявляет о по меньшей мере 40 погибших за день в результате израильских ударов
Читайте в разделе
Разное
Иран отказался от закупок систем ПВО в России
Разное
В Баку открылась конференция ООН по изменению климата
Разное
"Мемориал": в Чечне задерживают мужчин для отправки их на войну против Украины
Ищите нас на Twitter

© Ukraine in Arabic, 2018. All Rights Reserved.