Эксперт Science Technology: Самоходные гаубицы на лёгком шасси стали широко распространены благодаря ряду характеристик

В основу данной схемы положен принцип встречного ускорения откатывающихся частей орудия

Сергей Березуцкий, эксперт компании Science Technology, специализирующейся на современных оборонных технологиях, в своей новой аналитике подробно описал преимущества самоходных гаубиц на легком шасси, благодаря которым они стали популярными в военных формированиях по всему миру.

В предыдущей статье рассматривалось возникновение такого технического феномена, как боевые машины класса «technical». Машины данного типа при невысокой цене отличаются  маневренностью, тактической и стратегической подвижностью, простотой маскировки, неприхотливостью в обслуживании и ремонте. 

Именно эти качества обусловили широкое распространение машин данного класса, как в иррегулярных формированиях, так и в армиях целого ряда стран.

Но, при несомненных достоинствах, «technical» присущ и целый ряд недостатков, основным из которых является невозможность монтажа на них тяжёлых систем вооружения. Попытки кустарной установки на шасси джипов автоматических пушек или лёгких РСЗО не в состоянии радикально решить проблему огневой поддержки подразделений или отрядов, использующих «technical», кроме того, неквалифицированный монтаж вооружения не только недолговечен, но и, зачастую, приводит к фатальным последствиям для экипажа.

Таким образом, и для иррегулярных формирований, и для подразделений регулярных армий, использующих машины данного класса   возникает необходимость в создании мощных средств огневой поддержки на относительно лёгком колёсном шасси.  Но, для решения подобной задачи необходим технический потенциал индустриально развитых стран.  То же Минобороны США, в рамках программы развития «лёгкой пехоты» создавшее 25-ую легкопехотную дивизию не могло не отдавать себе отчёт в том, что для боевого применения подразделений на скоростных транспортных средствах необходимы средства усиления на шасси с сопоставимыми динамическим  характеристиками. В качестве иллюстрации:  подразделение, передвигающееся на джипах, нельзя в качестве средства усиления оснащать гусеничными самоходными гаубицами – они просто не в состоянии будут успевать за скоростными и маневренными машинами.

В качестве средств   усиления могут выступать самоходные ПТРК, миномёты и другие образцы тяжёлого вооружения.  Но, одним из наиболее интересных образцов  подобного рода систем  является самоходная гаубица на шасси тяжёлого джипа.

На первый взгляд данная задача не имеет технического решения: усилие отдачи современной гаубицы составляет десятки тонн, что начисто исключает возможность её монтажа на относительно лёгком колёсном шасси.

Существуют различные способы снижения отдачи артиллерийсккого орудия. Самый простой и наиболее эффективный – использование дульного тормоза, устройства, которое перенаправляет пороховые газы, вышедшие из канала ствола в противоположную сторону, к казённой части орудия. Но данный способ неприменим для лёгкого шасси, так как ударная волна от дульного тормоза может наносить значительные повреждения открыто расположенному экипажу боевой машины. Гораздо более предпочтительным вариантом является применение схемы автоматики с накатом подвижных частей. 

Реализацией данной схемы на протяжении многих лет занимался Рок-Айлендский арсенал, по американской терминологии данная схема называется "soft recoil" - "мягкая отдача", а применяющие её артиллерийские системы относят к так называемой «рок-айлендской линии».

В основу данной схемы положен принцип встречного ускорения откатывающихся частей орудия перед самым воспламенением заряда, что позволяет значительно уменьшить силу отдачи. Это, в свою очередь, сокращает нагрузку на лафет через цапфы, позволяя значительно уменьшить вес орудийной платформы по сравнению с обычной гаубицей с полным откатом ствола. При начале цикла пониженной отдачи, откатывающиеся части орудия находятся в позиции на середине длины ствола, под давлением застопоренного заполненного азотом рекуператора. Когда спущена ручка спуска  производится выстрел и стопор рекуператора высвобождается, масса откатывающихся частей, включая ствол, начинает двигаться вперед. Специальный датчик контролирует движение и скорость этой массы, и только когда последняя достигает определенной скорости, производит воспламенение заряда.

Произведенная выстрелом сила отдачи должна сперва остановить, а затем двинуть в обратном направлении массу откатных устройств и ствола. Таким образом, энергия отдачи сокращается на 70 процентов. Остаток энергии используется, чтобы вернуть ствол и откатные устройства в исходное положение для следующего цикла выстрела.

Ярким образцом решения данной технической задачи явилось семейство машин Hawkeye (Соколиный глаз), созданных американской компанией Mandus Group и Рок-Айлендским арсеналом (RIA).

Данное семейство машин использует качающаяся часть 105 мм американской гаубицы М137А1. Приводы вертикального и горизонтального наведения имеют цифровое управление.  Самоходная гаубица может  быть оснащена электронным либо оптическим прицелом, либо обеими одновременно. Для стрельбы прямой наводкой имеется телескопический прицел, с компьютеризированной прицельной маркой, налагаемой на поле зрения баллистическим вычислителем.  

Рассматривается  возможность создания полностью автоматизированного «цифрового» варианта самоходной гаубицы, с автоматическими приводами наведения и механизмом заряжания.

Оценочная дальность стрельбы опытного образца стандартными снарядами М67 с зарядом №7 составляет 11,5 км, а активно-реактивными снарядами М927 с тем же зарядом – 16,7 км.  

В настоящее время проходят испытания несколько прототипов самоходной гаубицы, отличающеся шасси и применяемым оборудованием.

SHERPA HAWKEYE 105  использует   105 мм гаубицу, установленную на полноприводное шасси французского армейского автомобиля Renault Sherpa Light, в качестве варианта может быть использовано более тяжёлое шасси  военного грузовика производства фирмы Mack. Данный прототип гаубицы оснащен артиллерийской системой позиционирования Selex Galileo LINAPS, включающей лазерный инерциальный гироскоп FIN3110 и встроенный приемник GPS.

HMMWV HAWKEYE 105 использует ту же качающаяся часть 105 мм гаубицы М137А1, но на шасси армейского автомобиля M1152A1 Humvee, принадлежащего широко известному семейству «Хаммер»

Данный прототип использует цифровую систему управления огнём MG 9000 и навигационную систему LN-270 фирмы Northrop Grumman.

 

Также испытывался и облегчённый вариант данной гаубичной системы, использующий «хэви дьюти» шасси  FordF250.

Делаем вывод: предложенное Рок-Айлендским арсеналом техническое решение позволяет создать новый класс вооружений. Насколько востребованным он  окажется – покажет время.

Ранее Science Technology писала об особенностях технологии «Арчер»

Поделиться публикацией:
Главные новости
Разное
Иран отказался от закупок систем ПВО в России
Разное
В Баку открылась конференция ООН по изменению климата
Ближний восток
Ливан заявляет о по меньшей мере 40 погибших за день в результате израильских ударов
Читайте в разделе
Разное
Иран отказался от закупок систем ПВО в России
Разное
В Баку открылась конференция ООН по изменению климата
Разное
"Мемориал": в Чечне задерживают мужчин для отправки их на войну против Украины
Ищите нас на Twitter

© Ukraine in Arabic, 2018. All Rights Reserved.