Древняя арабская поэзия: какие стихи сочиняли арабы и зачем
Арабы называли поэзией гармоничное произведение, имеющее размер, рифму и определенную цель. Они считали, что стихотворение, созданное без определенного замысла, не является поэзией. Поэтом же мог считаться только человек, обладающий глубиной чувств, мастерством и умом.
Поэтические произведения создавались с разными целями. В стихах можно было изобразить, похвалить или осмеять что-либо, почтить кого-то, признаться в любви, выразить печаль. Все эти функции вполне традиционны для поэзии, прозы и искусства в целом.
Однако, не все стихотворцы создавали обычные произведения. Некоторые из них хотели взволновать умы читателей, рассказать необыкновенную историю, доказать свое мастерство или просто пошутить. Ниже представлены несколько примеров особенных и легендарных поэтических произведений.
Поэма в письмах «Твои ясные очи да увидят»
Лейла бинт Лакиз бин Асад аль-Афифа, арабская поэтесса из племени Рабиа ибн Низар, жившая в доисламскую эпоху, была похищена персидским эмиром. У девушки уже был жених, которого она любила - ее двоюродный брат Бурак ибн Рохана.
Персидский правитель предлагал Лейле подарки, угрожал ей, но поэтесса не согласилась стать его женой. Она сочинила любимому письмо в стихах и передала через пастуха, который запомнил поэму и прочел ее жениху девушки. Аль-Бурак поднял войско, призвал на помощь соседние племена и отправился вызволять невесту. В жестоком сражении погиб его брат, но битва была выиграна, и Лейла вернулась домой. Нам же остался образец древней лирической поэзии, записанный и сохраненный арабами до наших дней.
Загадки
Некоторые сочинители создавали стихотворные загадки. Например:
Один мудрец спросил меня: Что есть в гробнице,
В чем нет жизни и не течет кровь,
И что нельзя назвать ни растением, ни животным,
Но мы найдем его в праведности и в море?
Ответ: буква «р» есть в словах «гробница», «праведность» и «море».
Обучение
Поэзию также использовали для обучения. Еще в девятом веке н.э. информацию, которую необходимо было запомнить, подавали в форме структурированного и гармоничного произведения - стиха. До наших дней дошли несколько учебных текстов, таких как «Азбука бин Малика» и «Система аль-Шатби» - раннее пособие по изучению Корана.
Мы не можем назвать «образовательные тексты» поэзией в традиционном смысле, так как эти произведения не выражали личных чувств и мыслей авторов. Однако, они были тщательно организованы и имели рифму, которая помогала сохранять в памяти языковые и религиозные знания.
Самым известным из подобных произведений является «Азбука бин Малика», созданная ученым-лингвистом из Андалусии. Этот древний текст, написанный в стихах, со множеством ссылок и пояснений, содержит основную часть грамматики и этимологии арабского языка. «Азбуку бин Малика» знали и использовали во множестве арабских семей.
Криптография и тайнопись
Поэтический язык также широко использовался с целью шифрования информации, такие стихи называли «слепыми».
Поэты превращали обычный текст в послание, понятное только конкретному адресату, либо тем, кто получил подсказку. Ранние арабские авторы так мастерски скрывали в своих произведения слова любви и даже приглашения на встречу, что только определенная девушка могла понять, о чем речь.
Одна из легенд гласит, что арабский поэт написал своей семье завещание в стихах, в котором заповедал отомстить напавшим на него однажды бандитам. Родственники поэта опубликовали эти стихи и хранили их до тех пор, пока не расквитались с нападавшими.
Источник: ИП «Украина по-арабски»